Домашнее задание » Готовимся к ЕГЭ » ЕГЭ

ЕГЭ Литература. М.Ю.Лермонтов. "Песня ...про купца Калашникова".

1. Повторить теорию литературы: психологизм, народность, историзм. 

2. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

 «Песни … про купца Калашникова».

4. Выполните задания:

               Вот молча оба расходятся,-

              Богатырский бой начинается. 

              Размахнулся тогда Кирибеевич

              И ударил в первОй купца Калашникова,

              И ударил его посередь груди -

              Затрещала грудь молодецкая,

              Пошатнулся Степан Парамонович;

              На груди его широкой висел медный крест

              Со святыми мощами из Киева, -

              И погнулся крест и вдавился в грудь;

              Как роса из-под него кровь закапала;

              И подумал Степан Парамонович:

              "Чему быть суждено, то и сбудется;

              Постою за правду до последнева!"

              Изловчился он, изготовился,

              Собрался со всею силою

              И ударил своего ненавистника

              Прямо в левый висок со всего плеча. 

              И опричник молодой застонал слегка,

              Закачался, упал замертво;

              Повалился он на холодный снег,

              На холодный снег, будто сосенка,

              Будто сосенка во сыром бору

              Под смолистый под корень подрубленная,

              И, увидев то, царь Иван Васильевич

              Прогневался гневом, топнул о землю

              И нахмурил брови чёрные;

              Повелел он схватит удалова купца

              И привесть его пред лицо своё. 

              Как возгОворил православный царь:

              "Отвечай мне по правде, по совести,

              Волной волей или нехотя

              Ты убил мово верного слугу,

              Мово лучшего бойца Кирибеевича?" 

              "Я скажу тебе, православный царь:

              Я убил его вольною волей,

              А за что, про что - не скажу тебе,

              Скажу только богу единому.

              Прикажи меня казнить - и на плаху несть

              Мне головушку повинную;

              Не оставь лишь малых детушек,

              Не оставь молодую вдову

              Да двух братьев моих своей милостью..."

               (М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») 

В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?

В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей? 

В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная М.Ю.Лермонтовым в данном фрагменте? 

В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор? 

В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)? 

В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)? 

С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину? 

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой М.Ю.Лермонтова?

 Задания С1 (письменно)

А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?

Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?

В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников? 

Задания С2 (письменно)

А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с М.Ю.Лермонтовым?

Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 14.12.2013
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz