Домашнее задание » В мире литературы » Для любознательных

Поэтический словарь

Поэтический словарь

Поэзия - это особым образом организованная литературная речь с ее ритмическими элементами (сильные, слабые слоги), с особым эмоциональным лирическим пафосом.

Катрен (в переводе на русский «четыре»). Это четыре стихотворных строки, образующих строфу. Здесь три пары рифм: перекрестная - абаб, парная, или параллельная – аабб, и опоясывающая, или кольцевая – абба. Четырехстишие – самая распространенная стихотворная форма в силлабо-тоническом стихосложении и в его строфике.

Элегия - жанр лирического рода, небольшого размера, насыщенный эмоциональным содержанием, в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр используется для выражения любовного состояния, романтической патетики.

Двустишие– простейшая форма строфы с минимальным количеством строк.

Акростих (начальный) – стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-либо слово или фразу.

Аллитерация – в стихе повторение однородных согласных, придающих строке особую звуковую выразительность. Элементарным видом А. является звукоподражание:

       Шипенье пенистых бокалов

       И пунша пламень голубой.

Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Рифма – созвучие концов стихов,  звуковой повтор.

Стих –отдельная стихотворная строка, единица стихотворного ритма.

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (стихотворных строк), объединённых в ритмическое и синтаксическое целое смыслом, рифмой, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров.

Мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге: огонь-ладонь.

Женская рифма – рифма, оканчивающаяся на один неударный слог, т. е. с ударением на втором от конца слоге: лодка, туманы, молодка, горделиво и т.п.

Дактилическая рифма – с ударением на третьем от конца слоге: лозами-грозами.

Парная рифма – рифма, связующая смежные строки по схеме АА ББ ВВ

Перекрестная рифма – рифма, связующая строки стиха попеременно: первую с третьей, вторую с четвёртой:

                Мчатся тучи, вьются тучи,

                Невидимкою луна

                Освещает снег летучий,

                Мутно небо, ночь мутна.

Рефрен – повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу.

Силлабо-тоническое стихосложение –  система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе.

Стопа – соединение ударных и безударных слогов. В двустопном (двусложном) стихе – один слог ударный, другой безударный. В трехстопном (трехсложном)– два безударных, один ударный.

Ямб – стихотворный размер с двусложными стопами, в которых ударение находится на втором слоге. То есть в каждой стопе на четный. В строке на второй, четвертый, шестой слог.

Четырехстопный ямб:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог…

Пятистопный:

Роняет лес багряный свой убор…

Шестистопный:

Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…

Хорей - двусложный стихотворный размер с двусложными стопами, в которых ударение падает на первый слог:

                Буря мглою небо кроет.

Трёхстопный хорей:

                 Не пылит дорога,

              Не дрожат листы…

                Подожди немного,

                Отдохнёшь и ты.

Четырёхстопный хорей:

                Дар напрасный, дар случайный,

                Жизнь, зачем ты мне дана…

 Пятистопный хорей:

                Выхожу один я на дорогу,

                Сквозь туман кремнистый путь блестит…                           

Разностопный ямб – такое ямбическое произведение, в котором сочетаются строки с различным количеством стоп. Это особенно наглядно видно на примере стихотворной басни, комедии.

Амфибрахий - В силлабо-тоническом стихосложении трёхсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными.

       О, милые плуты! Кто часто их видел,

       Тот, верю я, любит крестьянских детей.

 

       Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

       Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

Анапест – в силлабо-тоническом стихосложении трёхсложный размер, в котором два первых слога безударные, ударение – на последнем слоге:

       До рассвета поднявшись, коня оседлал

       Знаменитый смальгольмский барон…

 

       Назови мне такую обитель,

       Я такого угла не видал…

Дактиль  трёхсложный размер, с ударением на первом слоге.  

В рабстве спасённое

Сердце свободное –

Золото, золото

Сердце народное!

Терцина (в переводе с итальянского – «третья рифма») трёхстрочная ямбическая строфа с перекрёстной рифмой АБА БВБ ВГВ

Аанафора  – риторическая фигура: повторение  начальных частей смежных отрезков речи (слов, строк, фраз). В стихах могут повторяться сходные элементы в начале второй части, если они были в первой (звук, слово, ритм):

       Лениво дышит полдень мглистый,

       Лениво катится река.

Антитеза –противопоставление конкретных понятий, положений, образов. В художественной литературе противопоставление резко противоположных понятий.

Белый стих – особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении.

Свободный стих (верлибр) – нерифмованные стихи, расчленённые на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соразмерности (метр и рифма) и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы –  заданное членение на строки.

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 30.11.2012
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz