Домашнее задание » В мире литературы » Для любознательных

План анализа стихотворения

Анализ стихотворения

План: 

    1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).

    2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).

    3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).

    4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).

    5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).

    6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:

    • фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);

    • лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);

    • синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)

    7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).

    8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

План анализа стихотворения 2.

1.    Внимательно прочитайте стихотворение. Лучше вслух!
Чтение вслух поможет чётко определить размер стихотворения, прояснит особенности его ритмической структуры.Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
2.    О чём стихотворение? Сформулируйте его
 тему. Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно сочетается с темой.
3.    Как в стихотворении показан
 лирический герой? Что он чувствует, о чём думает?
4.    На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его
 композицию. Попробуйте переставить местами строфы или убрать одну из них — что изменится?
Подобные мысленные эксперименты чрезвычайно полезны.
 
5.    Возможно, вам удастся определить
 жанр стихотворения (элегия, ода, послание…). Докажите это. Постарайтесь найти черты того или иного жанра в рассматриваемом произведении. 
6.    Обратите внимание на
 образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью? Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Художественный образ может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.
7.    Присмотритесь к
 языку стихотворения. Отметьте все странности на всех уровнях языка:
a.   
 Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс —повтор гласных, аллитерация — повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) ударения?
b.   
 Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
c.   
 Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы слов?
d.   
 Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы? Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и антонимами только в данном контексте. Их выявление поможет вам сформулировать основные оппозиции (противопоставления) текста. Есть ли в стихотворении неологизмы (окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Есть ли заимствования? Встречаются ли просторечия? 
e.    Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор — простые или сложные? Распространённые или нет? Есть ли однородные члены? Встречаются ли синтаксические рассогласования? Одинаковые синтаксические конструкции (параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?
f.   
 Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение! 
8.    Анализ языковых средств приводит вас к выводам о
 стиле текста. Каждое наблюдение над языком требует комментария: как языковые явления влияют на стиль. Конечно, стиль стихотворения заведомо художественный, но нельзя забывать о том, что художественный стиль способен использовать элементы разных стилей.
9.    Отдельный предмет анализа —
 стих. Каким размером написано стихотворение и что это может значить? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как способ рифмовки отражается на восприятии текста? Возможно, перед вами твёрдая форма — например, сонет.
10.    Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к
 идее 
(основной мысли) стихотворения. Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 30.11.2012
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz