Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Русский язык

Сочинение-рассуждение. 15.2.

Прочитайте текст и выполните "пошагово" все задания. Текст принесите на занятие.

Работа над сочинением-рассуждением. 15.2.

1.Шаг первый. Читаем задание.

            Напишите  сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: "Это старые мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями ".

            Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

            В задании даётся обычно одно предложение или фрагмент тек­ста, состоящий из нескольких предложений (как в данном случае). Очень часто этот фрагмент является финалом текста. Напомним, что в художественном тексте (а на экзамене у вас будет именно он) концовка — самая значимая позиция, в которой обычно содержит­ся идея текста, его основная мысль.

 

II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фраг­мент.

В тексте В. Крапивина мы выделили этот фрагмент. Эти слова напи­сал Журке дедушка в письме, которое является своеобразным завеща­нием внуку.

(1)Журка потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три муш­кетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятя­ми» и с твёрдыми знаками в конце слов. (4)Отпечатанное на гладкой бумаге и со множеством рисунков. (5)Журка обрадовался «Муш­кетёрам» — это были старые друзья — начал перелистывать, разгля­дывая картинки...

            (6)И увидел между страницами узкий белый конверт. (7)Видимо, дедушка решил, что если все другие книги покажутся Журке неинте­ресными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца.

             (8)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие по­здравления на открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.

            (9)Журка       сперва сам не зная чего испугался... (10)Или нет, не испу­гался, а задрожал от непонятной тревоги. (И)Оглянулся на прикры­тую дверь, подошёл к окну. (12)Суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (13)Развернул большой тонкий лист...

            (14)Дед          писал чёткими, почти печатными буквами:

(15)«Журавлик!

(16)Книги      на этих полках — тебе. (17)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (18)Я их очень любил. (19)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями. (20)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галакти­ку (помнишь?). (21)Ты их ещё сочинишь.

            (22)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю.

(23)Жаль,       что из-за разных нелепостей мы виделись так редко.

(24)В  эти дни я всё время вспоминаю тебя. (25)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и боль­шого змея.

            (26)Этот летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. (27)Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луго­вую траву, и я вот-вот взлечу за ним.

            (28)Жаль,       что так быстро оборвалась тонкая бечева...

            (29)В  детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (30)И его бумага будет пах­нуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (31)На­верно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.

            (32)Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек её не хочет.

            (33)Просто    приходит время, когда лопается нить, которая связала тебя с крылатым змеем. (34)Но змей вернулся, и я оставляю его тебе. (35)Может быть, он поможет тебе взлететь.

            (З6)Журка, вспоминай меня, ладно? (37)Меня и другие будут вспо­минать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверно: жизнь у него не удалась.

            (38)Это неправда! (39)И ты про это не думай. (40)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и со­звездиях, а вечерами смотрели на поезда. (41)И учись летать высоко и смело. (42)Ты сумеешь. (43)Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. (44)Самое труд­ное знаешь что? (45)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (46)И говорят хором, говорят самые справед­ливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. (47)Может случиться, что правы. (48)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (49)Не оправдывай себя чужими правильными словами.

            (50)Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу... (51)Нет, ты поймёшь. (52)Ты у меня славный, умница. (53)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.

            (54)Видишь,  какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Са­вельев, который тоже когда-то был журавлёнком».

            (55)Журка     дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (56)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (57)И любовь к нему, к Журке, о которой он не знал. (58)И ничего уже было сделать — ни ответить лаской, ни разбить одиночество...

            (59)Напрасно дед боялся, что Журка чего-то не поймёт в письме. (60) Он понял всё. (61)В дедушкиных словах (будто не написанных,  а сказанных негромким хрипловатым голосом) были не только печаль  и любовьь. (62)Была ещё гордость.

            (63)И поэтому в Журкиных слезах, несмотря ни на что, тоже была гордость...

                                                                                                           (По В. Крапивину)

3. Шаг третий. Объясните смысл фрагмента текста.

4. Шаг четвертый. Найдите в тексте аргументы, которые подтверждают ваши мысли по поводу содержания фрагмента текста.

5. Шаг пятый. Сделайте вывод и напишите заключение.

 

Каждую часть работы пишите с красной строки.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 11.01.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz