Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Русский язык

Сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение на лингвистическую тему

Задание 15.1.

Для успешного выполнения задания 15.1 необходимо:

I) объяснить смысл приведённого высказывания;

 2) найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате, и определить их роль в тексте;

3) аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;

4) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

5)проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм — орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Типичная структура текста-рассуждения: мы доказываем тезис (высказывание автора) с помощью аргументов (примеры из текста и их роль) и утверждаем истинность тезиса в выводе. Итак,  сочине­ние 15.1 строится по следующей схеме.

1.Тезис. Рассуждение о смысле высказывания.

2.Первый пример языкового явления и его роль в тексте

3.Второй пример языкового явления и его роль в тексте

4.Вывод

Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Первый абзац — вступление — посвящён осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещённое в задании. Очень часто он  имеет большой объём — до 100 слов. И если вы полностью процитируете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно прокомментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрыть смысл высказывания.

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призван подтвердить истинность тезиса. От вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложе­ний. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в  тексте.

Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёр­ный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конеч­но же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется имен­но в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в  сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блока­ды», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демон­стрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.

Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет  собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности  данного высказывания.

 Облегчает  написание сочинения типовые конструкции.

 Следует  разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В результате частого употребления этих выражений их значение стёрто: "проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью»...

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых повторяющихся ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют своё значение, ис- пользуются как важные элементы речи.

Типовые конструкции для вступления.

 - Автор пишет о...

 - В высказывании ... говорится о...

 -  Как отмечает...

 -  Бесспорно мнение автора о том, что ...

 -  Я полностью согласен с...

 -  Не могу не согласиться с...

 -  Я поддерживаю мнение...

 -  Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

 -  Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Типовые конструкции для основной части(аргументации) вступления.

      - Чтобы подтвердить сказан­ное, обратимся к предложе­нию № ...

-  Проиллюстрировать назван­ное языковое явление можно на примере предложения...

-  Пример можно найти в пред­ложении №...

-  Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматиче­ское) явление, как...

 - Справедливость этого выво­да можно доказать на приме­ре предложения..., в котором автор использует...

 -  Рассмотрим в качестве при­мера предложение №... Это подтверждает наш вывод о том, что..

Типовые конструкции для  заключения.

- Таким образом ..., итак..., в заключение ..., как видим ...

-  Итак, можно увидеть, что...

 -  Нам удалось доказать, что ...

-  В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

-  Эти примеры, из текста стали убедительным доказа­тельством того, что...

 

Не забывайте и о синонимах, которые помогут вам избежать неоправданных повторов в своём сочинении.

Используйте синонимы.

Например, автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает, полагает.

 Кроме существительного высказывание можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Оценка высказывания может быть передана словами понят но, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Можно предложить следую­щий алгоритм работы над сочи­нением: от чтения цитаты до на­писания текста

Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова

Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами

Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений

Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание высказывания-цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

Шаг первый.  Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира  Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

 «Слово дано человеку не для са­моудовлетворения, а для воплощения  и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,  которыми он обладает, другим людям».

В цитате мы выделили ключевые слова.

«Слово дано человеку не для са­моудовлетворения, а для воплощения  и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,  которыми он обладает, другим людям».

Важно понять, что под словом Короленко имеет в виду не толь­ко собственно слово, но и речь, ко­торая даёт человеку возможность выразить и передать окружающим свои самые сокровенные мысли и чувства. Таким образом, сочинение может быть построено на анализе тех найденных вами языковых средств (как лексических, так и грамматических), которые играют смысловую роль в тексте.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 09.11.2015
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz