Домашнее задание » 9 класс » Русский язык

Повторение пунктуации - 4.

Запомните!

1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «И», «НО», «ЧТО», выделяются двумя запятыми (первая запятая ставится после союза «и», а вторая — там, где заканчивается деепричастный оборот).

Такой деепричастный оборот и одиночное деепричастие можно оторвать от союза, «изъять» из предложения или переставить в другое место в предложении.

  Пример: Она вошла в гостиную ини с кем не поздоровавшись, села в кресло.

  Каждое облако имело причудливую форму, но, сливаясь с другими, теряло свои очертания.

  Для такого поэта, как Сергей Есенин, огромное значение имело то, (что, учась в земской школе, он учился ещё также в школе реки, в школе леса, в школе звёздного неба).

2. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», выделяются одной запятой

  Пример: Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.

  (запятая ставится там, где заканчивается деепричастный оборот; перед началом деепричастного оборота, то есть после союза «А», запятая не ставится).

Примечание:

  1) Это правило работает, если деепричастный оборот нельзя изъять из предложения.

Он интересовался музыкой, а попав в компанию, всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.

Если из этого предложения «изъять» деепричастный оборот, стоящий после союза «А», то оно окажется построенным грамматически неправильно.

(Ср.: Он интересовался музыкой, а всегда затевал разговор о популярных музыкальных группах.)

 2) Если деепричастный оборот или одиночное деепричастие, стоящие в предложении после союза «А», можно «изъять» из предложения и оно окажется построенным грамматически правильно, то такой деепричастный оборот или одиночное деепричастие выделяются с двух сторон запятыми.

  Пример: Не увлекайтесь критикой, а, стремясь к преодолению недостатков, предлагайте способы улучшения ситуации.

Из приведённого предложения можно «изъять» деепричастный оборот, стоящий после союза «А». Получившееся предложение построено грамматически правильно:   Не увлекайтесь критикой, а предлагайте способы улучшения ситуации.

Упражнение 

Графически обозначьте союзы и границы стоящих после них деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

3) Между тем его бурые усы густые и чере..чур дли(н/нн)ые то и дело вздрагивали как у кота а заложе(н/нн)ые за спину руки пот...рая одна другую нервно перекруч...вали цепкие пальцы. (М. Горький)

1) Волны точно понимали что эта лодка потеряла цель и всё выше подбрасывая её легко играли ею вспыхивая под вёслами своим ласковым голубым огнём. (М. Горький)

2) Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно а прочитав куда-то прятал. (М. Горький)

3) Но удивительнее всего были двое спутников чёрного мага дли(н/нн)ый клетчатый в треснувшем пенсне и чёрный жирный кот который войдя в гости(н/нн)ую на задних лапах совершенно непринуждённо сел на диван. (М. А. Булгаков)

4) Пёс поднялся на задние лапы а передние опустил на плечи своему хозяину так что демонстрируя Понтию Пилату свою любовь и преда(н/нн)ость едва не повалил его на пол. (М. А. Булгаков)

5) Сторож начал сердиться и оглядываясь по сторонам пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша но спокойно посматривая на него из-под своих густых бровей и не отпуская его руки тот продолжал разговор. (М. Горький)

 

Запомните!

Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед союзом И и после союза И не ставится, однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нём.

  Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях / невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

(ты приходишь к выводу (что делая?) перелистывая и изучая)

Упражнение 

Графически обозначьте границы деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1) Воротясь с фабрики мать провела весь день у Марьи помогая ей в работе и постоянно слушая её болтовню а поздно вечером уставшая пришла к себе в дом где казалось было пусто холодно и (не)уютно. (М. Горький)

2) Семёныч возмущё(н/нн)ый таким поведением затрясся брызгая слюной и пытаясь что(то) сказать старался вырваться. (М. Горький)

3) Тишина становилась полной глубокой и как бы подчиняясь ей и стараясь её во что (бы) то н... стало н... нарушить Гвоздев понизил голос. (М. Горький)

4) Испуга(н/нн)ые долгим отсутствием отца и неподвижностью матери они плакали размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчё(н/нн)ый чугунок пытались хлебать борщ. (А. И. Куприн)

5) Доктор пожав руку всё ещё (не) оправившимся от изумления Мерцалову и Елизавете Ивановне и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю быстро всунул ноги в глубокие калоши и надел пальто. (А. И. Куприн)

7) Гости остались в столовой ш...потом толкуя об этом неожида(н/нн)ом посещени... и опасаясь быть (не) скромными вскоре разъехались один за другим (не) поблагодарив хозяина за хлеб (соль). (А. С. Пушкин)

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 29.04.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz