Домашнее задание » 9 класс » Русский язык

Подготовка к ОГЭ - 1. Сочинение-рассуждение - 9.1

Типичная структура текста-рассуждения: мы доказываем тезис (высказывание автора) с помощью аргументов (примеры из текста и их роль) и утверждаем истинность тезиса в выводе. Итак, сочине­ние 9.1 строится по следующей схеме.

1.Тезис. Рассуждение о смысле высказывания.

2.Первый пример языкового явления и его роль в тексте

3.Второй пример языкового явления и его роль в тексте

4.Вывод

Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Первый абзац — вступление — посвящён осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещённое в задании. Очень часто он имеет большой объём — до 100 слов. И если вы полностью процитируете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно прокомментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрыть смысл высказывания.

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призван подтвердить истинность тезиса. От вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложе­ний. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в тексте.

Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёр­ный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конеч­но же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется имен­но в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блока­ды», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демон­стрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.

Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности данного высказывания.

Облегчает написание сочинения типовые конструкции.

Следует разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В результате частого употребления этих выражений их значение стёрто: "проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью»...

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых повторяющихся ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют своё значение, ис- пользуются как важные элементы речи.

Типовые конструкции для вступления.

- Автор пишет о...

- В высказывании ... говорится о...

- Как отмечает...

- Бесспорно мнение автора о том, что ...

- Я полностью согласен с...

- Не могу не согласиться с...

- Я поддерживаю мнение...

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Типовые конструкции для основной части(аргументации) вступления.

- Чтобы подтвердить сказан­ное, обратимся к предложе­нию № ...

- Проиллюстрировать назван­ное языковое явление можно на примере предложения...

- Пример можно найти в пред­ложении №...

- Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматиче­ское) явление, как...

- Справедливость этого выво­да можно доказать на приме­ре предложения..., в котором автор использует...

- Рассмотрим в качестве при­мера предложение №... Это подтверждает наш вывод о том, что..

Типовые конструкции для заключения.

- Таким образом ..., итак..., в заключение ..., как видим ...

- Итак, можно увидеть, что...

- Нам удалось доказать, что ...

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

- Эти примеры, из текста стали убедительным доказа­тельством того, что...

 

Не забывайте и о синонимах, которые помогут вам избежать неоправданных повторов в своём сочинении.

Используйте синонимы.

Например, автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает, полагает.

Кроме существительного высказывание можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Оценка высказывания может быть передана словами понят но, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Можно предложить следую­щий алгоритм работы над сочи­нением: от чтения цитаты до на­писания текста

Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова

Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами

Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений

Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание высказывания-цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 15.10.2019
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz