Домашнее задание » 9 класс - архив 12/13 » Русский язык

Подготовка к ГИА. Текст для анализа.

(1)Помню, был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда; он был нездоров, сидел на постели без рубахи, накрыв плечи длинным по­лотенцем, и дышал часто, хрипло. (2)Когда он про­тягивал руку за чашкой чая, рука жалобно тряс­лась. (3)Был он кроток и не похож на себя.

  (4)Что мне сахару не даёшь? — капризным тоном балованного ребёнка спрашивал он бабушку.

(5)Она отвечала ласково, но твёрдо:

  (6)С мёдом пей, это тебе лучше!

(7)Я сидел у окна, глядя, как рдеет над горо­дом вечерняя заря и красно сверкают стёкла в ок­нах домов, — дедушка запретил мне гулять по дво­ру и саду за какую-то провинность.

(8)В саду, вокруг берёз, гудя,  летали жуки, мастер работал на соседнем дворе; где-то близко то­чили ножи; за садом шумно возились ребятишки, путаясь среди придорожных кустов. (9)Очень мани­ло на волю, вечерняя грусть вливалась в сердце.

(10)Вдруг дедушка, достав откуда-то новень­кую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бод­ро позвал меня:

   (11)Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! (12)Садись, видишь фигуру? (13)Это — аз. (14)Говори: аз! (15)Буки! (16)Веди! (17)Это — что?

  (18)Буки.

  (19)Попал! (20)Это? -(21)Веди.

   (22)Врёшь, аз! (23)Гляди: глаголь, добро, есть,— это что?

  (24)Добро.

  (25)Попал! (2б)Это?

  (27)Глаголь.

  (28)Верно! (29)А это?

  (30)Аз. (31)Вступилась бабушка:

  (32)Лежал бы ты, отец, смирно...

  (ЗЗ)Стой, молчи! (34)Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. (35)Валяй, Лексей!

(36)Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо моё тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. (37)Я почти зады­хался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

  (38)3емля! (39)Люди!

(40)Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на ба­бушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. (41)Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он зара­зил меня своей горячей яростью, я тоже кричал во всё горло. (42)Это смешило его...

(43)Бабушка, облокотись о стол, упираясь ку­лаком в щёки, смотрела на нас и негромко смея­лась, говоря:

  (44)Да будет вам надрываться-то!..

(45)Я переставал читать, прислушиваясь, по­глядывая в его хмурое, озабоченное лицо; глаза его, прищурясь, смотрели куда-то через меня, в них светилось грустное, тёплое чувство, и я уже знал, что сейчас обычная суровость деда тает в нём.

(46)Он дробно стучал тонкими пальцами по столу, блестели от въевшейся краски ногти, шеве­лились золотые брови.

  (47)Дедушка!

  (48)Ась?

  (49)Расскажите что-нибудь.

(50)Я усердно просил его, и старик, становясь всё мягче, уступал мне.

(51)Многое из того, что он рассказывал, не хотелось помнить, но оно и без приказаний деда насильно вторгалось в память болезненной занозой. (52)Дедушка никогда не рассказывал сказок, а. всё только бывалое.

(53)Бабушка, тихо сидевшая в уголке, молча­ливая, невидная, вдруг прерывала наши беседы мягко обнимавшим голосом:

   (54)А помнишь,  отец,  как хорошо было, когда мы с тобой в Муром на богомолье ходили? (55)В каком, бишь, это году?..

(56)Уходя в прошлое, они забывали обо мне. (57)Голоса и речи их звучат негромко и так ладно, что иногда кажется, точно они песню поют...

(По М. Горькому)

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографи­ческой повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

С2.  . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельству­ет, о чём думают люди, а грамматика как они думают».

Аргументируя свой ответ, при­ведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему  лексические и граммати­ческие явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нуж­ных предложений или применяйте цитирова­ние.

Вы можете писать работу в научном или пуб­лицистическом стиле, раскрывая тему на лин­гвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 18.03.2013
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz