Домашнее задание » 9 класс » Русский язык

МЦКО - 5 . 11.03.2020

Прочитайте правило и выполните задания.

Для тире:

1) между подлежащим и сказуемым;

2) в неполном предложении;

3) перед приложением;

4) для выделения вставной конструкции;

5) перед обобщающим словом

6) в бессоюзном сложном предложении.

 

ТИРЕ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ

Обособленное приложение - это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТА­КОЙ? что ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложе- нии другое имя существительное или личное местоимение.

Приложение отделяется ТИРЕ, если стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, яв­ляется разъяснением к сказанному: в этом случае перед приложением можно вставить слова «А ИМЕННО».

Он очень любил эту игру - . (= Он очень любил эту игру, а именно шахматы.)

Въехали в Крюково — большое просторное село с ухоженными улицами. (=Въехали в Крюково, а именно большое село с ухоженными улицами.)

Этим летом я поеду в Тарусу - тихий городок на Оке.

(Тихий городок на Оке - это обособленное приложение, которое отвечает на вопрос что именно та­кое?, выражено именем существительным с зависимыми словами и поясняет в предложении другое имя существительное Тарусу).

Распространённое приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного собственным именем существительным, выделяется с двух сторон запятыми или выделяется с двух сторон тире.

А. С. Пушкин, великий русский поэт, является основоположником русского литературного языка.

Святослав Рихтер - замечательный русский пианист - известен всему миру.

Сергей Львович - большой любитель литературы - собрал библиотеку.

Распространённое приложение, стоящее перед определяемым словом, выраженным собственным именем существительным, не обособляется.

Великий русский поэт А.С. Пушкин является основоположником русского литературного языка.

Замечательный русский пианист Святослав Рихтер известен всему миру.

Тире в простом предложении ставится также между подлежащим и сказуемым и если предложение является неполным.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится

Пример

1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами суще­ствительными в именительном падеже.

Юмор - черта богов. (Б. Шоу.)

2. Если подлежащее и сказуемое выражены именами чис­лительными или словосочетаниями с числительными.

Четыре плюс три - семь.

3. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой - именем числитель­ным или словосочетанием с числительным.

Десять - чётное число.

Юмор - один из элементов гения. (Гёте.)

4. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределён­ной формой глагола.

Жить - Родине служить.

5. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой - неопределённой формой глагола.

Дело художника-рождать радость. Никогда не ос­танавливаться на достигнутом - цель моей жизни.

 

Примечание:

Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит, то тире ставится перед ними.

Примеры:

Москва — это столица России.

Быть любимым - вот счастье.

Много двигаться - значит быть здоровым.

Помогать людям - это значит не быть одиноким.

 

Запомните!

1) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежа­щего идёт причастный оборот, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий обособление определения, выраженного причастным оборотом.

Пример: Всякая картина, созданная художником, - это гармония красок, линий, света и тени.

2) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежа­щего идёт придаточное определительное, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунк­туационный знак, закрывающий выделение на письме придаточной части.

Пример: Всякая картина, которая создаётся поистине гениальным художником, - это гармония красок, линий, света и тени.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ НЕ СТАВИТСЯ

Тире не ставится

Пример

1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуе­мое - именем существительным.

Я учитель.

2. Если перед сказуемым, выраженным именем существительным, стоит отрицательная частица НЕ.

Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется.

Бедность не порок.

Чай пить - не дрова рубить.

3. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из сравнительных союзов КАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ЧТО.

Поле как разноцветный ковёр.

4. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из соединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, И.

Апрель тоже весенний месяц. Андрей и мой друг.

5. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ВВОДНОЕ СЛОВО.

Литература, по словам Белинского, учебник жизни.

6. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ОБРАЩЕНИЕ.

Образование, мой друг, опора в жизни.

7. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит одна из частиц ЛИШЬ, ТОЛЬКО.

Март только начало весны.

8. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ДОПОЛНЕНИЕ или ОБСТОЯ­ТЕЛЬСТВО.

Петров мне друг. Костя теперь студент.

9. Если в предложении содержится инверсия: сказуемое, выра­женное именем существительным, предшествует подлежащему, выраженному также именем существительным.

Странный человек этот лекарь!

10. Если подлежащее выражено именем существительным, а ска­зуемое - именем прилагательным в краткой форме.

Жизнь прекрасна и удивительна!

 

ТИРЕ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Правило

Схема

Пример

1) После обобщающего слова перед однородными членами ста­вится  ДВОЕТОЧИЕ.

[О: О, О, О].

Зазеленело всё: поля, луга, леса.

2) После однородных членов перед обобщающим словом ста­вится ТИРЕ.

[О, О, О - О].

Поля, луга, леса - всё зазеленело.

3) Если обобщающее слово стоит до однородных членах, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится ДВОЕТОЧИЕ, а после однородных членов - ТИРЕ.

[О: О, О, О - ...].

Всё: поля, луга, леса — зазеленело вес­ной.

ТИРЕ ПРИ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

При помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):

Мой приход - я это мог достаточно легко заметить - несколько смутил гостей.

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенных членов предложения или их час­тей, пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения:

Яков приезжал из Воронежа, Гаврила - из Москвы.

2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-ни­будь члена или даже без пропуска, например:

Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель - есть только призрак(Л.Т.).

3. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым):

На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок.

ТИРЕ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Приведённые далее схемы помогут вам вспомнить правила оформления прямой речи:

«П», - а.

«П?» - а.

«П!» - а.

П - указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь,

п - означает начало речи с маленькой буквы.

А - это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы,

а - строчная буква.

А: «П» - а. А: «П?» - а. А: «П!» - а. «П, - а, - п». «П, - а. - П».

«П, - а, - п»! «П, - а. - П»! «П, - а, - п»? «П, - а. - П»?

«П? - а. - п»(?!). «П! - а. - П»(?!).

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тире ставится

Примеры

1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и пре­вратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным условия).

Будет завтра хорошая погода - пойдём в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдём в лес.)

2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором (в начале пер­вой части можно поставить союз КОГДА и превра­тить его в сложноподчинённое предложение с при­даточным времени).

Лес рубят - щепки летят. (= Когда лес рубят, щепки летят.)

3. Если второе простое предложение содержит вы­вод, следствие из того, о чём говорится в первом (ме­жду частями такого бессоюзного сложного предло­жения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчи­нённое предложение с придаточным следствия).

Жара все усиливалась - становилось тяжело дышать. (= Жара все усили валась, так что становилось тя­жело дышать.)

Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.)

4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного пред­ложения можно вставить союз А или союз НО).

Шестнадцать лет служу - такого со мной ещё не было. (= Шестнадцать лет служу, но такого со мной ещё не было.)

Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.)

5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессо­юзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточ­ным сравнения).

Молвит слово - соловей поёт. (= Молвит слово, будто соловей поёт.)

6. Если во второй части содержится неожиданный результат, даётся указание на быструю смену собы­тий.

Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась.

7. Если вторая часть представляет собой присоеди­нительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО).

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое туск­лое солнце - дурной знак.

1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

 (1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет та­ковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми. (3)Быть предельно вежливым - обязанность каждого. (4)Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, ска­зать при встрече «здравствуйте» первым. (5)Позволить себе никак не ответить на приветствие - проде­монстрировать свою невоспитанность. (6)Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7)Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.

Ответ: __________

 

2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

 (1)Лев Николаевич Толстой - прославленный русский писатель - много лет прожил в Ясной Поляне. (2)В семье Толстых было пятеро детей: сыновья Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. (3)Счастливая жизнь семьи оборвалась через несколько месяцев после рождения младшей дочери — в 1830 году Мария Николаевна умерла. (4)в 1847 году произошёл раздел родительских имений между братьями Толстыми. (5)«По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили - Ясную Поляну», - писал Лев Николаевич. (6)Пётр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор - в подмосковном городе Клин приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его домом. (7)До этого каждый раз, пускаясь в далекие странствия, он задумывался над тем, что ему некуда возвращаться.

Ответ: __________

 

3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

 (1)Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубо­кие продольные рытвины - следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. (2)Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась; дождь полил ручьями. (3)Я поехал шагом и скоро при­нужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (4)Кое-как приютился я к широкому кусту; сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске мол­нии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (5)Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

(6)- Кто это? - спросил звучный голос.

(7)- А ты кто сам?

Ответ: __________

 

Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владе­ний. (2)В нескольких шагах от меня - на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая строй­ная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодые человека. (3)- Молодой человек, а молодой человек, - проговорил вдруг подле меня чей-то го­лос, - разве позволительно глядеть так на чужих барышень? (4)В это самое мгновение и девушка оберну­лась ко мне... и я увидал огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице - и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нем, брови как-то забавно поднялись... (5)Я позже при­поминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною... (6)В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7)В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.

Ответ: __________

 

5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

 (1)На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. (2)На пороге избы встретил меня ста­рик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. (3)Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. (4)Черты лица его - черты лица Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (5)Мы стали толковать с ним о посеве, об урожае, о крестьянском быте; Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности...

(6)- Послушай-ка, Хорь, - говорил я ему, - отчего ты не откупишься от своего барина?

(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю... барин у нас хоро­ший.

Ответ: __________

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 03.03.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz