Домашнее задание » 9 класс » Русский язык

Контрольная работа в формате МЦКО

Контрольная работа в формате МЦКО

Часть 1

1.Найдите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная.

Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.

рассч..тать

выр..сла

см..риться

заг..реть

Ответ: ________________________.

2. Найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «близость к объекту». Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.

пр..чесать

пр..ехать

..близиться

пр..брежный

пр..ступить (к делу)

Ответ: ________________________.

3. Найдите слово, в котором правописание суффикса зависит от спряжения.

Запишите в ответ это слово, вставив пропущенную букву.

замеч..нный

отча..вшийся

невид..мый

выключ..в

Ответ: ________________________.

4. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) (С)НАЧАЛА года

2) (В)ТЕЧЕНИЕ года

3) (ЗА)ТЕМ лесом

4) ДРЕВНЕ(ЕГИПЕТСКИЙ) папирус

Ответ: ________________________.

5. Прочитайте сочетания слов:

       (не)покорившийся врагу,

       нисколько (не)похож.

Укажите верное утверждение.

А. НЕ с полным причастием «покорившийся» пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово.

Б. НЕ с прилагательным «похож» пишется слитно, так как это слово с НЕ можно заменить синонимом.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Ответ: ________________________.

6. Найдите слово, которое неверно занесено в таблицу. Укажите в ответе его номер.

Пишется НН

Пишется Н

 

1) освещё..ая (комната)

3) (носки) заштопа..ы

 

2) стари..ый (подсвечник)

4) балова..ый (ребёнок)

 

Ответ: ________________________.

7. Укажите все цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Я пересёк дорогу (1) и (2) перебравшись через (3) заросшую крапивой

(4) канаву (5) очутился около пруда.

Ответ: _________________.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Засушенные травы висели в сенях и пахли степным суховеем и

малиновым солнцем.

2) Начало темнеть и в саду стала сгущаться мгла.

3) Дым подымается столбом к небу или стелется туманом по траве или

мечется вокруг огня.

4) Обильная роса предсказывает безветрие да жаркий день.

Ответ: _________________.

9. Укажите два предложения, в которых тире поставлено в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.

1) Изучать незнакомый край по карте – занятие не менее интересное, чем изучение примет.

2) К востоку от Боровых озёр лежат громадные мещёрские болота – «мшары».

3) Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине.

4) К северу от Оки тянется лесистая и болотистая низина, к югу – давно обжитые, населённые рязанские земли.

5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце.

Ответ: _________________.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая экспонаты краеведческого музея,

1) перед нами предстаёт жизнь древнего человека.

2) узнаёшь о прошлом не только своего города, но и всей страны.

3) мне показалось, что многие из археологических находок являются

ценными произведениями искусства.

4) у посетителей появляется чувство уважения к людям, бережно

сохраняющим историю своего края.

Ответ: _________________.

Прочитайте текст 1 и выполните задания 11–14.

Текст 1

(1)Два десятка лет назад был проведён опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (2)Ответы были интересные. (3)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и не похоже, что где-нибудь нас ждут. (4)Надо беречь свой дом – родную Землю». (5)Хороший ответ.

(6)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (7) <…> есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (8)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (9)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (10)3елёные растения наполняют атмосферу

кислородом, накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца. (11)А во главе всего сущего стоит человек. (12)Это он часто решает, кому жить, а кому в жизни отказано. (13)Это он разрушает среду, где привычно и благополучно живут звери, птицы, рыбы. (14)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

                                                                                                                           (По В.М. Пескову)

 

11. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в седьмом (7) предложении текста?

1) Более того,

2) Также

3) Однако

4) В самом деле,

12. В таблице, приведённой ниже, сжато переданы микротемы текста.

Номер

микротемы

 

Основное содержание микротем текста

 

 

1

 

Среди ответов учёных на вопрос о значении для нас полётов

человека в космос важным является ответ о необходимости

бережного отношения к Земле.

2

Нам досталась замечательная планета, где есть вода, тепло,

поочередная смена времён года, кислород.

3

 

Человек разрушает дома и основы жизни на Земле,

превращая планету в мёртвую пустыню, где нет места

зверям, птицам, рыбам.

Укажите номер микротемы, которая при сжатии передана с искажением основного смысла.

Ответ: ________________________.

13. Выделите три абзаца в данном тексте: укажите номера предложений, с которых начинаются второй и третий абзацы. Запишите эти числа в ответ.

 

Абзац 2

Абзац 3

 

Ответ

 

 

14. Укажите два неверных утверждения и запишите в ответе их номера.

1) Текст публицистический.

2) Предложение 5 содержит оценку высказывания, представленного в

предложении 4.

3) В предложениях 6–10 представлено рассуждение и описание.

4) Содержание предложения 11 поясняет содержание предложения 10.

5) Содержание предложения 14 противоречит содержанию предложения 13.

Ответ: _________________.

Часть 3

Прочитайте текст 2 и выполните задания 15–24.

Текст 2

            (1)У каждого, даже самого серьёзного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. (2)Была такая мечта и у меня – обязательно попасть на Боровое озеро.

            (3)От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (4)Все отговаривали меня идти: и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. (5)Картина известная!

            (6) – Чего ты туда рвёшься, на этот озер! – сердился огородный сторож Семён. (7) – Чего не видал? (8)Народ какой пошёл суетливый, хваткий, господи! (9)Всё ему, видишь ли, надо своей рукой цапнуть, своим глазом высмотреть! (10)А что ты там высмотришь? (11)Один водоём.

(12)И более ничего!

            (13)Но я всё-таки пошёл на озеро. (14)Со мной увязались двое деревенских мальчишек – Лёнька и Ваня.

            (15)Мы поднялись по изволоку и вошли в дубовый перелесок. (16)Тотчас нас начали заедать рыжие муравьи. (17)Они облепили ноги и сыпались с веток за шиворот. (18)Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником. (19)Иногда такая дорога проходила, как по туннелю, под узловатыми корнями дуба и снова подымалась на поверхность. (20)Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно. (21)В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром: белыми зёрнышками, сухими лапками жуков, мёртвыми осами и мохнатой гусеницей.

            (22) – Суета! – сказал Ваня.(23) – Как в Москве.

            (24)Мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. (25)Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. (26)Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. (27)Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака.

            (28) – Вот это лес! – вздохнул Лёнька. (29) – Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

            (30)Наконец мы вышли к озеру. (31)Трава выше пояса стояла по его берегам. (32)Вода поплёскивала в корнях старых деревьев. (33)Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. (34)Ударила рыба, и лилии закачались.

            (35) – Вот красота! – сказал Ваня. (36) – Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари.

            (37)Я согласился. (38)Мы пробыли на озере два дня: видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра, слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. (39)Он шёл недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между чёрным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.

            (40)Вот и всё, что я хотел рассказать. (41)Но с тех пор никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

            (42)Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.

                                                                                                                       (По К.Г. Паустовскому)

15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик согласился остаться на озере?»

1) Путь до озера длинный, и ребятам нужен был отдых.

2) Он знал, что у путешественников было достаточно еды, чтобы прожить на озере несколько дней.

3) Ему понравилось Боровое озеро.

4) Ему хотелось развлечься, потому что скучно было жить всё лето в деревне.

Ответ: _________________.

16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром: белыми зёрнышками, сухими лапками жуков, мёртвыми осами и мохнатой гусеницей.

2) Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки.

3) Мы пробыли на озере два дня: видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра, слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя.

4) Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

Ответ: _________________.

17. Замените просторечное слово «цапнуть» в предложении 9 стилистически

нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________.

18. Замените словосочетание «корнями дуба» (предложение 19), построенное

на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________. 

19. Выпишите грамматическую основу из выделенного фрагмента предложения 41.

Но с тех пор никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и

не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни

человеческой мысли.

Ответ: ________________________.

20. Среди предложений 15–21 найдите то, которое содержит обособленное определение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________.

21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

У каждого, (1) даже самого серьёзного человека, (2) не говоря, (3) конечно,

(4) о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая

мечта и у меня – обязательно попасть на Боровое озеро. От деревни, (5) где

я жил в то лето, (6) до озера было всего двадцать километров.

Ответ: _________________.

22. Укажите количество грамматических основ в предложении 42. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ________________________.

23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

От деревни, (1) где я жил в то лето, (2) до озера было всего двадцать

километров. Все отговаривали меня идти: и дорога скучная, (3) и озеро как

озеро, (4) кругом только лес, (5) сухие болота да брусника.

Ответ: _________________.

Ответ на задание 24 запишите на обороте бланка тестирования, указав сначала номер задания.

24. Одинаково ли сторож Семён и рассказчик относятся к Боровому озеру?

Свою мысль обоснуйте на основе текста (избегайте чрезмерного цитирования).

 

Объём ответа – не менее 20 слов.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 29.02.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz