Домашнее задание » 9 класс - архив 12/13 » Русский язык

Подготовка к ГИА. Текст для анализа.

Текст 8

 Прочитайте текст.

 

Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскован­ны, а другие распущенны?

Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственно­сти ведёт не та свобода, что дана или подарена, а та, что добы­та собственным усилием. Ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добы­ванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной само­стоятельности можно только самоосвобождением. Ребёнок и на свет появляется сам — самоосвобождением.

Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах — самоосвобож­дение.

Когда ребёнка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растёт вроде беспризорного, — он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает ду­ховно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребёнку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток до­бывает внешнюю независимость, внешнюю свободу — чтобы сменить её, как уже говорилось, на зависимость от сверстни­ков. Для него свобода — лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело — освобождаться от мелочных родительских запретов, другое — от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.

                                                                 С. Соловейчик 

Информация об авторе текста 

Соловейчик Симон Львович (1930-1996) — писатель, журналист. Сотрудник «Комсомольской правды» (с начала 60-х гг. вёл рубрику «Алый парус»), «Учительской газеты» (в 1986-89 один из инициаторов педагогики сотрудничества), газеты «Первое сентября» (был гл. редактором). Писал повес­ти и пьесы для молодёжи, книги по проблемам воспитания.

 

Задания

 

1. Какова цель автора данного текста? Выберите правиль­ный ответ.

A.  Обратить внимание родителей на воспитание своих детей.

Б. Открыть новое слово в педагогике.

B. Представить и раскрыть противников подростков.

Г. Ответить на вопрос о том, почему одни дети и подрост­ки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны.

2.  Какую информацию можно устранить без ущерба для понимания текста?(выделите карандашом)

3.  Подберите наиболее подходящий синоним к слову до­бывание.

A. Добыча.

Б. Получение.

B. Нахождение.

4. Объясните разницу в значении слов раскованны и распущенны.

(Обратитесь к толковому словарю)

 

5.  Сформулируйте микротему каждого абзаца в виде сле­дующей таблицы:

 

абзаца

Микротема

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

6. Подчеркните предложения с однородными членами.

7. В каких из них ряды однородных членов можно заме­нить обобщающим словом? Произведите такую замену. Что-нибудь изменилось?

8. Выполните все задания  и принесите текст на урок.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 02.12.2012
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz