Домашнее задание » 9 класс - архив 12/13 » Русский язык

Готовимся к ГИА. Тренировочная работа.

Тренировочная работа 

 

Вариант 2

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9.

(1)Танкер «Ростов» готовился к отплытию, и семьи моряков пришли, чтобы проводить его в далёкое плаванье. (2)Вот уже якорь вышел из воды и висит на цепи, словно здоровенный морской краб. (3)И тут моряки увидели, что в изгибе якорной лапы улеглась чёрная, блестящая авиабомба. (4)Она была совсем не тронута ржавчиной, будто не пролежала десятки лет на дне моря, глубоко зарывшись в илистый грунт.

(5)Молодой капитан срочно связался с портом, и из Севастополя вызвали сапёров.

(6)Но бомба может взорваться каждую минуту, от любой случайности. (7)Капитан глядел на её чёрное оперенье, охваченный глубоким раздумьем. (8)Он оглянулся на морской берег. (9)Прекрасен и тих был летний день, овеянный теплом мирной жизни, и только чёрная гостья, вернувшаяся из прошлого, со злобным упорством напоминала о военных днях. (10)И чем дальше вглядывался молодой капитан в мирный синий берег, в стоящие у причала суда, в людей, которые беззаботно ожидали на пристани, тем быстрее поспевало в его душе решение. (П)Он решил немедленно, не дожидаясь, пока заявятся из Севастополя сапёры, уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу. (12)Капитан знал: надо отплыть на такое расстояние, чтобы в случае взрыва опасность грозила только одному его судну.

(13)Танкер «Ростов» отошёл от порта на несколько миль, и после того, как измерили глубину, капитан скомандовал постепенно опускать якорную цепь, погружая бомбу в воду. (14)Чем глубже уйдёт она в море, тем меньше опасности, что произойдёт взрыв.

(15)Танкер дал задний ход. (16)Капитан рассчитывал, что сильная водяная струя, дойдя до носовой части, столкнёт с якоря бомбу. (17)Вода за кормой заклубилась, рвалась и таяла белая пена. (18)И вот снова из воды выбирают якорь. (19)Медленно, осторожно, звено за звеном ползёт кверху якорная цепь. (20)Наконец из воды показалась могучая металлическая лапа, а вслед за ней медленно высовывалась из воды бомба. (21)Пришедшая из мрака, она не хотела уходить.

(22)Теперь капитан отдал команду опустить якорь так, чтобы его только покрыло водой. (23)Он рассчитал, что водяная струя наверху будет значительно сильнее и, возможно, она столкнёт бомбу с якорной лапы. (24)Правда, находясь в непосредственной близости от судна, бомба может, оторвавшись от якоря, удариться о корпус. (25)И тогда... (26)Но другого выхода, к сожалению, не было, и капитан решил рискнуть. (27)В великих просторах открытого моря танкер «Ростов» продолжал свой поединок с бомбой.

(28)И всё повторилось сначала. (29)Опять за кормой забурлила вода. (ЗО)Опять начали выбирать якорь. (31)Моряки, не отрывая глаз, следили за ползущей вверх якорной цепью. (32)Метр за метром двигалась вверх якорная цепь. (ЗЗ)Вода казалась густой и яркой, как синие чернила. (34)И вот из глубокой блистающей синевы снова выползли гигантские металлические лапы. (35)И счастливые люди увидели, что бомбы на них нет, что якорь чист. (36)А в это время бомба шумно и безвольно уходила вниз, в огромную толщу моря, на ожидающее её последнее ложе, которое находилось на такой глубине, что злые щупальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть.

(37)...Когда капитан вошёл в свою каюту, он невольно бросил взгляд в зеркало. (38)Ему казалось, что он поседел за эти часы. (39)И хотя из зеркала на него глядело всё то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.

                                                                                                                            (По Т.Н. Тэсс*.)

*Тэсс Татьяна Николаевна (1906-1983) - русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия».

 

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.

К каждому из заданий А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А 7 обведите кружком.

 

 А1  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, после того как удалось отцепить бомбу от якоря, капитану показалось, что он поседел?»

1)  Капитан пережил сильнейший стресс, опасаясь за жизни людей на пристани, за жизнь членов своей команды.

2)  Капитан испугался за жизнь своих близких, стоявших у причала.

3)  Капитан предположил, что бомба, опустившаяся на дно в открытом море, всё-таки может взорваться и уничтожить корабль.

4)  Капитан почувствовал, что от драматических переживаний он может заболеть.

 

 А2  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «чист» (предложение 35).

1) не загрязнён, не запачкан                2) убран с особой тщательностью

3) ничем не заполнен, свободен          4) нравственно безупречен

А 3   Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1)  Вот уже якорь вышел из воды и висит на цепи, словно здоровенный морской краб.

2)  Он решил немедленно, не дожидаясь, пока заявятся из Севастополя сапёры, уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу.

3)  Моряки, не отрывая глаз, следили за ползущей вверх якорной цепью.

4)  И вот из глубокой блистающей синевы снова выползли гигантские металлические лапы.

 

А4    Укажите ошибочное суждение.

1)  В слове ГИГАНТСКИЕ согласный звук [т] является непроизносимым.

2)  В слове ВСЁ первый звук — [в].

3)  В слове НЕВОЛЬНО мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4)  В слове КАЮТУ звуков больше, чем букв.

А5    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выбирают                                         2) повторилось

3) великих                                            4) уходить

А6   В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) вглядывался                                     2) рассчитывал

3) отплыть                                            4) скомандовал

А7   В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий»?

1) военных                                           2) постепенно

3) овеянный                                         4) здоровенный

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

 

  В1   Замените разговорное слово «заявятся» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

 

  В2    Замените словосочетание «морской берег» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управ­ление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

 

  В3    Выпишите  грамматическую   основу из второй части сложного предло­жения 5.

Ответ

  В4   Среди предложений   16-21  найдите  предложение  с  обособленным опре­делением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

  В5    В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые.   Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.  

Он рассчитал,(1) что водяная струя наверху будет значительно сильнее и,(2) возможно,(3) столкнёт бомбу с якорной лапы. Правда,(4) находясь в непосредственной близости от судна,(5) бомба может,(6) оторвавшись от якоря,(7) удариться о корпус.

Ответ

В6    Укажите количество грамматических основ в предложении 36.

 Ответ:

 В7    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.

Капитан рассчитывал,(2) что сильная водяная струя,(3) дойдя до носовой части,(4) столкнёт с якоря бомбу. Вода за кормой заклубилась,(5) рвалась и таяла белая пена.

Ответ:

 

  В8  Среди предложений 34-39 найдите сложноподчинённое предложение с по­следовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

  В9   Среди предложений 6-14 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

| С2 | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания A.M. Горького: «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами A.M. Горького.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 24.02.2013
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz