Домашнее задание » 9 класс » Литература

Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".

Образы помещиков (поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Прочитайте 2 главу и ответьте на вопросы.

Образ Манилова (2 глава)

1. Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?

2. Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?
Чтение фрагмента: «Дом господский одиночкой стоял на юру...»)

3. Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему? 

4. Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова? 
5. Что подчеркивают имена детей Манилова?

6.  Какие черты составляют «ядро» характера Манилова?

7. Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

 

Вопросы и задания к 3  уроку

Прочитайте 3 главу и ответьте на вопросы письменно ( на двойном листе)

Образ Коробочки (3 глава)
1. Расскажите, как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу, с которым познакомился в городе? 

2. В чем смысл романтического начала главы о Коробочке (ночь, гром, дождь)?

3. Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?

 4. Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки?

5. Прочитать и сравнить два портрета Коробочки.

6. Прочитав текст главы, расскажите о том, какие черты составляют «ядро» характера Коробочки. Обратите внимание на описание комнаты, вида из окна, описание деревни.

7. Прочитать сцену торга Коробочки с Чичиковым .
Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ? Только ли страхом прогадать объясняется ее нежелание продать их Чичикову?

 8. В чем смысл фамилии Коробочки?

 

Вопросы и задания к 4  уроку

Образ Ноздрёва ( 4 глава)

1. Как происходит встреча Чичикова с Ноздревым и его зятем? Какова роль этого персонажа?

2 .Проанализируйте описание внешности Ноздрева.
3. Почему Гоголь называет Ноздрева "историческим человеком"?
4. Назовите отличительные черты характера Ноздрева, которые проявляются в отношении Чичикова.
5. Можно ли сопоставить Ноздрева с Хлестаковым? Что у них общего? В чем разница?
6. Прочитайте описание кабинета Ноздрева от слов «Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах...» Какие детали описания особенно ярко оттеняют «ядро» образа? 7. Назовите черты «ядра» характера Ноздрева, о которых читатель узнает не только из IV главы.

Вопросы и задания к 5 уроку

8. Из каких же побуждений  действует Ноздрев?

9. Как реагирует Ноздрев на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?
10. Как ведет себя Ноздрев во время разговора о мертвых душах?

11. В чем смысл появления капитана-исправника у Ноздрева?

12. Каково отношение к Ноздреву в обществе?


Образ Собакевича. V глава

1. Как Гоголь подготавливает встречу читателей с Собакевичем?

2. Чем отличается он от других помещиков?

3. Что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства Собакевича?

4. Какие детали внешности подчеркивают мертвенность Собакевича?
5. Чего же требовала «душа» Собакевича?

6. Какова роль интерьера и  деталей быта при раскрытии образа Собакевича?

7. Как реагирует Собакевич на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?


Вопросы и задания к 6 уроку

Образ Плюшкина . 6 глава

1.В чем смысл фамилии этого гоголевского героя?
2.Проанализируйте описание дома и сада Плюшкина.
3.Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: "Лицо его не представляло ничего особенного..."
4.Какая деталь в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему?
5.Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? Чтение фрагмента со слов: «Он вступил в темные широкие сени...»
6. Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о его деградации?

7. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя?

Вопросы и задания к 7 уроку

8. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина?
9. Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова "платить подати за всех крестьян"?
10. Почему после посещения Плюшкина Чичиков был "в самом веселом расположении духа"?

11. Зачем, по-вашему, на страницах, посвященных Плюшкину появляется образ помещика, кутящего, как говорится, «насквозь жизнь»? Что роднит этого помещика и Плюшкина при всей разнице их характеров и образа жизни?

12. Прочитайте лирические  отступления  в начале  VI главы о молодости, главная черта которой любопытство; зрелость и старость же несут человеку равнодушие, а  также фрагмент  со слов  "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"( в конце главы)

Как вы понимаете смысл этих лирических отступлений?

1. Перескажите статью о роли иронии в поэме.

  Когда Гоголь читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».
            В гоголевской сатире всегда присутствует ирония. С одной стороны, этот способ он использовал в подцензурных условиях, с другой — сатирическая ирония помогала обнажить объективные противоречия действительности. Гоголь считал, что ирония вообще свойственна русскому мышлению. Этот способ помогал писателю показать всю сложность человека и неоднозначность авторского отношения к нему. Сравнение Манилова с министром говорит о том, что министр не так уж от него отличается и маниловщина — типичное явление в обществе. В то же время не забываем слов Гоголя о героях: «Мои герои не злодеи...»
            Манилов, хоть и не следит за хозяйством, но зато «размышляет и думает», создает проекты человеческого благоденствия, теоретически заботясь о том, чтобы Россия не претерпела какого-либо ущерба, а процветала.
            И в главе о Коробочке опять зазвучал голос автора: «...иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Как и в случае с Маниловым, Гоголь острие своей сатиры устремляет к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.
            Более того, Гоголь сравнивает Коробочку с петербургскими дамами, владетельницами расстроенных имений, и делает вывод о том, что «пропасть» между ними невелика, что настоящими «мертвыми душами» являются представители высшего света, оторванные от народа.

            В творческом мире Гоголя вещи начинают играть активную роль, помогая отчетливее выявить черты характера персонажей. Вещи словно становятся двойниками своих хозяев и орудием их сатирического обличения.
            Детали вещного мира характеризуют гоголевских помещиков: (Манилова – знаменитая беседка, «Храм уединенного размышления», Ноздрева — бессмертная шарманка, игра которой вдруг прерывается и начинает звучать то вальс, а то песня «Мальбруг в поход поехал», И вот уже перестала звучать шарманка, а одна бойкая дудка в ней никак не хочет угомониться и долго продолжает свистеть. Здесь-то и схвачен весь характер Ноздрева — сам он как испорченная шарманка: неугомонный, озорной, буйный, вздорный, готовый в любой момент без всякой причины совершить что-то непредвиденное и необъяснимое.
            Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в доме Собакевича.

Вывод: духовный мир гоголевских героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность.


2.  Что объединяет героев глав о помещиках?

3. Для чего Гоголь строит главы II-VI примерно по одному плану (окрестности усадьбы и сама усадьба, интерьер дома, описание внешности героя, встреча хозяина и гостя, беседа о знакомых, обед, сцена купли-продажи мертвых душ)? В чем вы видите смысл такого построения глав?

4. Прочитайте "Повесть о капитане Копейкине"(10 глава).

Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?

Вопросы и задания к 8 уроку 

ГУБЕРНСКИЙ ГОРОД В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ».

АНАЛИЗ ГЛАВ I, VII, VIII, IХ, Х
Гоголь приподнял одну сторону занавеса и

показал нам русское чиновничество во всем

безобразии его...

А.И. Герцен

Прочитайте указанные главы и ответьте на вопросы.

1. Вспомните, каким предстал губернский город в I главе. Как относятся к городу N Чичиков и автор?

2. В чем проявляется ирония автора при описании города?

3. Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в тексте VII главы? В чем смысл сравнений: «председатель... подобно древнему Зевсу Гомера…», чиновники уподобляются «жрецам Фемиды», коллежский регистратор «прислужился... как некогда Вергилий прислуживался Данту...»?

4. Какие приемы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников? Чтение со слов: «Герои наши видели... даже какую-то светло-серую куртку, которая... выписывала бойко... какой-нибудь протокол...»
5. Как относятся чиновники к службе?

6. Что автор говорит о  полицеймейстере

7. Что добавляет анализ VIII главы для характеристики мира чиновников?
8. Как описывается  дамское общества в VIII главе?
9. Какую роль играет дамское общество города в дальнейших событиях?

10. Почему же умер прокурор? Что хотел Гоголь показать этой смертью?

 Выучить отрывок из поэмы: глава 11 ( в конце), начиная со слов: "И какой же русский не любит быстрой езды? и до конца!

 

Вопросы и задания к 9 уроку


ОБРАЗ ЧИЧИКОВА. АНАЛИЗ ХI ГЛАВЫ
                                                                  …Он все же подлец какой-то странный...
                                                                                                                                                                                                   И. Золотусский

1. Какова роль ХI главы в композиции поэмы?

 2. Зачем Чичиков скупал мертвые души?

3. Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин?

4. Что роднит Чичикова с помещиками? В чем заключается «ядро» этого образа?

      
5. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым?

            Познакомимся с фрагментом статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ.
            Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель — деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.

Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь — обрести друзей, любовь, тепло...»

С чем тут можно согласиться, а с чем — нет?

6. Что заинтересовало Гоголя в Чичикове, почему он сделал его героем?

7. Что сформировало характер героя? Через какие этапы развития прошел Чичиков? (биография)


8. Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России?

Письменно ответить на вопросы к 9 уроку : 3, 4, 5,7 .

Вопросы и задания к 10 уроку

 

" Души живые в поэме Гоголя (изображение народа)"

Найдите в поэме следующие эпизоды, рисующие образ народа, и прокомментируйте их:

 

1)Глава 1. Сцена "с двумя русскими мужиками", рассуждающими насчет крепости чичиковского колеса.

 

2)Глава 2. Слуга Петрушка с его странным способом читать книги, кучер Селифан.

 

3) Глава 5. Сцена с дядей Минаем и дядей Митяем, когда целая толпа крестьян не может сдвинуть с мечта экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

 

4)Глава 5. Сцена продажи "мертвых душ" Собакевичем ( его характеристика умерших крестьян)

 

5)Любовь Гоголя к народу проявляется в концовке 5 главы, где говорится о русской народной речи.

 

6)Глава 7. Чтение Чичиковым списка купленных им крестьян и размышления о их судьбе.

 

1. I глава. Чтение сцены с «двумя русскими мужиками», рассуждающими насчет крепости чичиковского колеса.
Какое чувство у читателя вызывают эти герои?

 

2. Приведите примеры «идиотизма», к которому приводит бесправие на примере слуг Чичикова: Петрушки и Селифана. Попытайтесь объяснить, почему чичиковские слуги названы Селифаном и Петрушкой.

 

3. Какова роль сцены с дядей Миняем и дядей Митяем? Глава 5.

 

4. Какова роль пейзажной зарисовки  во  II главе? (чтение со слов: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь да дичь...»)

5. Темы народа и русской природы пронизаны самым высоким лирическим пафосом, например, в ХI главе. (Чтение со слов: «Русь! Русь! вижу тебя...»)

 

6. Любовь Гоголя к народу проявляется и в концовке V главы, где говорится о русской народной речи — чтение со слов: «Выражается сильно русский народ...»

 

7. Глава 5. Сцена продажи "мертвых душ" Собакевичем ( его характеристика умерших крестьян). С какой целью автор вводит этот эпизод? Охарактеризуйте  каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плот­ника Степана Пробки.

 

8. Глава 7. Чтение Чичиковым списка купленных им крестьян и размышления о их судьбе. Более подробно охарактеризуйте беглого крестьянина Абакума Фырова. Чьи это мысли: Чичикова или автора? 

Вопросы и задания к 11 уроку

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Прочитайте лирические отступления, объясните их смысл.

1 группа (ряд возле окна)

Рассуждение о толстых и тонких (1 глава).

Рассуждение о двух типах характеров (2 глава)

Мысль о живучести ноздрёвых (4 глава)

2 группа (средний ряд)

Размышление Чичикова о «славной бабёшке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме". (5 глава)

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...» (6 глава)

О силе власти исправника (8 глава)

3 группа ( ряд возле двери)

О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым (7 глава)

О бунте крестьян селения Вшивая-спесь (9 глава)

«Русь! Русь!...». Дорога. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка  (11 глава)

Общие вопросы:


1. Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
3. «Что означает гоголевский образ дороги?»

Вопросы и задания к 12 уроку

 

 

"Образ Чичикова"

Ответьте на вопросы, используя цитаты:

1) Почему Н.В. Гоголь называет Чичикова "приобретателем"?

2)В чем его отличие от помещиков?

3)Каково ваше впечатление о Павле Ивановиче при его первом появлении на страницах поэмы?

А каково мнение о нем чиновников города? помещиков? Почему он вдруг становится "душою общества"?

4)Каково отношение к Чичикову автора? Аргументируйте текстом.

5)Что роднит Чичикова с помещиками? Вспомните знаменитую шкатулочку Чичикова. Как эта деталь характеризует героя? с кем из помещиков роднит?

6)В чем тайна портрета, речи, поведения Павла Ивановича? Почему так одинаковы помещики и чиновники, а меняется только Чичиков?

7)Почему герою удается стать "херсонским помещиком"? Становится ли это его триумфом?

8) Поверили вы в крушение Павла Ивановича?

9) В чем своеобразие заключительной главы? Почему только Чичикова Гоголь наделил биографией?

10) Чичиков - "мёртвая душа" или живая? Свой ответ аргументируйте.

 Вопросы и задания к 13 уроку

Напишите анализ эпизода "Чичиков у Коробочки", отвечая на следующие вопросы.

 1. Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

2. Как Коробочка  ведет своё хозяйства? 

3. Каково значение фамилии Коробочка?

4.  Что указывает на её мертвенность?

5. Особенности обеда у Коробочки

6. Охарактеризуйте внутренний мир Коробочки

7. Охарактеризуйте речь Коробочки

8.  Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

9.  Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

10. Почему в галерее «мужских» портретов Настасья Петровна – единственная женщина?

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 31.01.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz