Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

Н.В.Гоголь "Мертвые души". Темы сочинений.

1. Подготовьте  биографию Н.В.Гоголя.

2. Прочитайте поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души".

3. Прочитайте статью в учебнике литературы (стр.319- 342) и ответьте на вопросы:

1) Каков был замысел "Мёртвых душ"?

2)Почему  Н.В.Гоголь не смог окончательно написать 2-ой том поэмы?

3) Что дало право П.В.Анненкову назвать поэму Гоголя "памятником его как писателя и гробницей как человека"?

4) Как следует понимать название произведения? (три значения)

5) Почему главным героем поэмы писатель сделал "гения копейки" Чичикова?

Задание ко 2-ому уроку

Образы помещиков  в поэме  Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Образ Манилова (2 глава)

1. Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?

2.Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?
3. Прочитайте описание интерьера дома помещика. Как  детали интерьера помогает раскрыть характер Манилова? 
4.Что подчеркивают имена детей Манилова?
5.Назовите  основные  черты характера персонажа.

6.Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему?
7.Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?
8.Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?

Образ Коробочки (3 глава)

1.Как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу?

2.В чем смысл романтического начала главы о Коробочке?

3.Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?

4.Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки?

5.Прочитайте и сравните два портрета Коробочки. В чем их особенность?

6.Какие черты составляют "ядро" характера Коробочки? (проанализируйте описание комнаты, вида из окна, описание деревни).

7.Как реагирует Коробочка на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

8.В чем смысл фамилии Коробочки?

9. Найдите черты различия образов Манилова и Коробочки, оформите их в виде таблицы.

Задания к 3-ему уроку

Образ Ноздрева  ( 1 группа)

1. Как происходит встреча Чичикова с Ноздревым?

2 .Проанализируйте описание внешности Ноздрева.

3. Почему Гоголь называет Ноздрева "историческим человеком"?

4. Назовите отличительные черты характера Ноздрева, которые проявляются в отношении Чичикова.

5. Можно ли сопоставить Ноздрева с Хлестаковым? Что у них общего? В чем разница?

6. Проанализируйте описание кабинета Ноздрева.

7. Назовите черты "ядра" характера Ноздрева.

8. Как реагирует Ноздрев на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

9. В чем смысл появления капитана-исправника у Ноздрева?

10. Каково отношение к Ноздреву в обществе?

Образ Собакевича (2 группа)

1.Как Гоголь подготавливает встречу читателей с Собакевичем?

2.Чем отличается он от других помещикоа?

3.Что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства Собакевича?

4.Какие детали внешности подчеркивают мертвенность Собакевича?

5.Какова роль описания интерьера при раскрытии образа Собакевича?

6. Как реагирует Собакевич на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? 

Образ Плюшкина (3 группа)

1.В чем смысл фамилии этого гоголевского героя?

2.Проанализируйте описание дома и сада Плюшкина.

3.Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: "Лицо его не представляло ничего особенного..."

4.Какая деталь в портрете Плюшкина являктся особенно значимой и почему?

5.Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме?

6.Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о его деградации?

7.Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя?

8.Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина?

9.Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова "платить подати за всех крестьян"?

10.Почему после посещения Плюшкина Чичиков был "в самом веселом расположении духа"?

                                      Задание к 4-ому уроку.

 Образы чиновников губернского города. Вопросы для анализа глав 7-10.

1.Как описывает Гоголь здание казенной палаты и ее чиновников?   Какой смысл приобретает сравнение чиновников с трудолюбивыми пчелами? 

 2. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичико­ва взятку?  Почему он сказал, что нельзя в один день завершить приобретение купчей крепости? 

3. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожато­го к председателю палаты с Данте и Вергилием? 

4.Как характеризует прокурора Собакевич? 

5. Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру? 

6. Как характеризует полицмейстера Гоголь?  Чем он заслужил "всеобщую любовь " города и купцов?

7. Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что говорит об их образованности? 

8. Какое впечатление о Чичикове сложилось у городских чиновников? Как ему удалось завоевать их доверие?

9. Прочитайте "Повесть о капитане Копейкине". Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?

                                                Задание к 5-ому уроку.

Образ Чичикова

Прочитайте 11 главу поэмы и выполните задания, обязательно используя цитаты из произведения.

Вопросы и задания: 

1) портрет

2) одежда

3) манеры, речь

4)биография:

- происхождение

- детские годы

- наставления отца

- учеба в училище

- служба

5Характеристики, которые дают Чичикову другие персонажи

6. В чем сходство и различие  в характерах и поведении Чичикова с одной стороны и каждого из помещиков с другой? В каких ситуациях герой ведет себя как Манилов, Коробочка и др.? Чем Чичиков принципиально от помещиков отличается?

7. Почему автор сообщает подробности жизни Чичикова  только в последней главе первого тома?

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы: "И какой же русский не любит быстрой езды?" до  конца поэмы.

2. Самостоятельная работа по литературе (выполнить письменно на двойном листе)

 "Образ Чичикова"

Ответьте на вопросы, используя цитаты:

1) Почему Н.В. Гоголь называет Чичикова "приобретателем"?

2)В чем его отличие от помещиков?

3)Каково ваше впечатление о Павле Ивановиче при его первом появлении на страницах поэмы?

А каково  мнение о нем чиновников города? помещиков? Почему он вдруг становится "душою общества"?

4)Каково отношение к Чичикову автора? Аргументируйте текстом.

5)Что роднит Чичикова с помещиками? Вспомните знаменитую шкатулочку Чичикова. Как эта деталь характеризует героя? с кем из помещиков роднит?

6)В чем тайна портрета, речи,поведения Павла Ивановича? Почему так одинаковы помещики и чиновники, а меняется только Чичиков?

7)Почему герою удается стать  "херсонским помещиком"? Становится ли это его триумфом?

8) Поверили вы в крушение Павла Ивановича?

9) В чем своеобразие заключительной главы? Почему только Чичикова Гоголь наделил биографией?

10) Чичиков - "мёртвая душа" или живая? Свой ответ аргументируйте.

 Задание к 6-ому уроку

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Прочитайте лирические отступления, кратко перескажите.

1 группа.

Рассуждение о толстых и тонких (1 глава).

Рассуждение о двух типах характеров (2 глава)

Мысль о живучести ноздрёвых (4 глава)

2 группа.

Размышление Чичикова о «славной бабёшке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме". (5 глава)

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...» (6 глава)

О силе власти исправника (8 глава)

3 группа.

 О крестьянах, купленных Чичиковым (7 глава)

О бунте крестьян селения Вшивая-спесь (9 глава)

«Русь! Русь!...». Дорога. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка  (11 глава)

Чтение и обсуждение высказываний А. И. Герцена и Д. И. Писарева  о Чичикове

Прочтите высказывания и ответьте на вопросы.

1) «Один деятельный человек — Чичиков, и тот ограниченный плут» (А. И. Герцен).

- Можно ли доказать оценку А. И. Герцена?

 2) "Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в своё удовольствие, откладывают копеечки на чёрный день, и, в то же время, обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что чёрные дни никогда не являются. Но Чичи­ков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обра­щать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому-то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия тре­буют для своего процветания мрака и тишины.

Внимательный наблюдатель может и должен узнавать своих старых знако­мых, несмотря на их новые костюмы, манеры, разговоры...» (Д. И. Писарев)

- Почему Д. И. Писарев ставит в один ряд Чичикова и Молчалина?

- Узнаем ли мы и сегодня старых знакомых? Чем объяснить их появление в нашем обществе?

3) Выпишите 2-3 цитаты из статьи В.Г.Белинского «"Похождения Чичикова, или Мертвые души". Поэма Н.В.Гоголя».

Рекомендации по написанию сочинения.

Композиция сочинения

          Композиция состоит из трёх обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

          Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса, может быть представлена цитатой, может предлагать сравнительную характеристику героев. Иногда тема требует обоб­щенной характеристики персонажей, например: «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме "Мёртвые души")».

         Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части  играют сходную роль в композиции сочинения.

         Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

         Наиболее распространённые недостатки при написании вступления и заключения:

  • изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на  заклинание);
  • очень длинное, затянутое вступление.

         Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части,— это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжета вместо истолкования темы, подкреплённого отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания сочинения и  приводит к снижению оценки.

          Второй распространённый недостаток основной части — это уход от темы или  незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной для сочинения. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать её из виду. Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить формальный характер. Заключение должно органично связано с предыдущим изложением.

         При написании вступления и заключения нужно руководствоваться здравым смыслом и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к  теме? С какой целью я все это пишу?». Следует помнить, что подобные вопросы задаёт себе и учитель, читая сочинение. Весьма существенным представляется  временной фактор: нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя «не по теме».

Темы сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1.Души мёртвые в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души». 

(образы помещиков и чиновников, Плюшкин)

2.Души живые в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души».

(образы крестьян в поэме)

3.Чичиков: «сильная личность» или «человек с мелкими страстями»?

4.Плюшкин: «прореха на человечестве» или герой, о котором можно сказать, что он «живее других героев поэмы»?

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 05.02.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz