Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

Материаля для подготовки к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Материалы для подготовки к сочинению

          Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближе­ние какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно не­сётся навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

           Итак, в  главе«Тамань»   начинает вырисовываться внутренний облик Печори­на. Здесь проявляются те качества, которые более подробно будут раскрываться  в других частях дневника. Из «Тамани» мы ещё не можем составить себе пред­ставление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью — «достать ключ этой загадки». В связи с этим, в нём проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля. собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы.

Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому зачастую герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Когда тайна этих людей былаа раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И сно­ва — скука, равнодушие, разочарование.

           Многие персонажи повести «Княжна Мери», по свидетельству мемуа­ристов, имели своих прототипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого был Николай Петрович Колюбакин (1811-1868). Вспыльчивый, фатоватый, любитель вычурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в ногу во время экс­педиции послужило поводом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Не исключено, что в Грушницком отразились и какие-то чер- ты Н. С. Мартынова (1815-1875), противника Лермонтова на роковой дуэли, состоявшейся в июле 1841 г., в прошлом его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Прообразом Веры, очевидно, по­служила В. А. Лопухина-Бахметева; мнения современников относительно про­тотипа княжны  Мери расходятся: одни называли имя Н. С. Мартыновой, сест­ры Н. С. Мартынова, другие — Э. А. Клинберг, пятигорской знакомой Лермон­това, впоследствии жены А. П. Шан-Гирея, друга и родственника поэта. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Н. В. Майера. Вулич — с конногвардейца И. В. Вулича.

Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, в значи­тельной мере явился товарищ поэта по «кружку шестнадцати» граф Андрее Павлович Шувалов. Он «храбро сражался на Кавказе, где получил... лёгкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо... пло­хо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре... Он очень нравился женщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необы­чайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка,— с другой»,— так опи­сывает Шувалова современник.

Отношение Печорина с "водяным обществом"

 

1) «Водяное общество» для Печорина — социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт

 

Из чего складывается конфликт?

Примитивность представителей «водяного общества»

Противоречивость характера Печорина: «врождён­ная страсть противоречить»

Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способ­ность на обман

 

Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться об­манутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и за­мыслов — вот что я называю жизнью»

Неспособность понять и при­нять Печорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печори­на, к сожалению, неудачей

2) Грушницкий — карикатура на Печорина

 

Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

«...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

 

Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключи­тельные страдания. Производить эффект — его наслаждение».

В его душе нет «ни на грош поэзии».

Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

 

«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отно­шениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным. Грушницкий всё время пытается кому-то подражать.

 

Даже на грани жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее чест­ности

 

Грушницкий и Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили

Различие

Позёр, любит пышные фразы.

Умён.

Мечтает стать героем романа. Провинци­альный романтик.

Тонко чувствует других людей, умеет

Мелок в своих амбициях и желаниях.

понимать их состояние и угадывать по­

Чтобы завоевать авторитет в кругу людей,

ступки.

которые для него значимы, идет на преда­тельство и подлость.

Наблюдателен, умеет анализировать и делать ­

3) Вернер — приятель и «двойник» Печорина

 

По определению Печорина — это «человек замечательный». Вернер и Печорин «чи­тают в душе друг друга».

 

Он «скептик и материалист».

Его отличают глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей

 

У него доброе сердце ("плакал над умирающим солдатом")

Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что "из двух друзей всегда один раб другого  хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать..."

Вернер и Печорин

Сходство

Близки духовно и интеллектуально.

Скрывают способность любить и сострадать

Учатся равнодушию и эгоизму.

Избегают проявления нормальных человеческих чувств.

Подавляют в себе всё человеческое

Различие

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за

Пытается понять смысл и цель своей жиз­ни

всем происходящим со стороны

 

 

 

 

          Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фатали-  сте» заключена важнейшая мысль повествования, к которой постепенно вёл нас автор.

Особое значение приобретает размышление Печорина о судьбе своего поко- ления — о потере веры и тщетных поисках «назначения высокого». Размышле­ние «под звёздами» — весьма значимым для лермонтовской лирики символом небесного, прекрасного и, как правило, недостижимого. Разговор о поколении переносится в философский план, приобретает целостность и логику мировоз­зрения.

Вулич верит в судьбу, предо­пределение. Печорин не верит в судьбу, предопределение.

Вулич — игрок, постоян­но испытывающий судь­бу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждо­му человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назна­чена роковая минута»

Печорин не верит, что существует высшая сила, управля­ющая судьбами людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». « И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера; на­против, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

«Зеркальный эпизод» (с пьяным казаком) — попытка самого Печорина испытать судьбу. Важно, что при всей похожести цели ситуация совершенно иная: Вулич играет; Печорин, вступая в игру с судьбой, помогает поймать пре-  ступника.

Проблема фатализма так и не решена до конца, и рассуждения Печорина от­ражают ещё одну важную черту поколения — сомнение («Я люблю сомневаться во всём...») как отголосок «бремени познанья и сомненья» в «Думе».

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Печорин понимает этот па­радокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимаю­щей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...».

          Роман «Герой нашего времени» представляет собой первое реа­листическое прозаическое социально-психологическое и философское произ­ведение в русской литературе. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания 1825 г. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из достоинств и пороков всего современного автору поколения.

Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры рома­на — Печорина — изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор и пишет в предисловии, что «история души человече­ской... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Все мно­гообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские обра­зы. Они играют большую роль в романе: позволяют глубже раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.

          Все женские персонажи — представительницы разных миров: Бэла — одна из «детей природы», в мир которых попадает Печорин в повести «Бэла»; ундина пред­ставляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремит­ся Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Главный герой проходит испытание любовью, но не выдерживает его: ни одна из выведенных автором героинь не способна вызвать у Печорина чувство, ради которого следует «жить и умереть».

          Бэла - душевно чистая, добрая и искренняя девушка. Но ее характер наделен и такими национальными чертами, как гордость, чувство собственного досто­инства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорит: «Я не раба — я княжеская дочь!». Лермонтов не даёт подробного описания внешности черкешенки, но обраща­ет внимание на её глаза, которые, «как у горной серны, так и заглядывали... в душу». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней ка­жется неглубокой и несерьёзной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такая чистая и нежная любовь не в силах вызвать у Печо­рина ответного искреннего чувства. Ему всё быстро надоедает.

          Следующая героиня — ундина — помогает автору показать стремление Пе­чорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадле­жит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и всё новое и непознанное в жизни.

Героиня новеллы «Тамань» является типично романтическим образом: бе­лые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то маг­нетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.

В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный приём, как ро­мантическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтвержда­ет его увлечённость таинственностью ундины и миром «честных контрабанди­стов». В этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища. Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он тоже чувствует себя одиноким и бесполезным.

          Так, в повести «Княжна Мери» представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя.

Этапы развития отношений Печорина с княжной Мери.  

Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина  к княжне.

Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Пе­чорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковёр, накрыл ковром свою лошадь).

Интерес, рождённый желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась её живость, её кокетство, её капризы, её дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в доб­рую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

Этапы развития отношений Печорина с Верой

Вера — единственная женщина, которую любит Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна жен­щина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»

Печорин приносит Вере много страданий.

Вера для Печорина — ангел-хранитель.

Она ему всё прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чём признаётся самому себе.

«При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

«Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обма­нуть». Вера — единственный человек, который понимает, насколько оди­нок и несчастлив Печорин.

Вера о Печорине: «...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойс­твенное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько бла­женства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

           Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она ещё молода и неопытна. Печорин хорошо разбирается в людях и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли её. Так было с Грушницким, который сначала заинтересовал её своими пыш­ными фразами, а потом надоел. Всё внимание переключилось на Печорина, по­явившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.

          Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся душа» Мери не спо- собна пробудить в главном герое настоящие, искренние чувства. И любовь наив­ной Мери ему тоже не нужна.

          Другая героиня повести «Княжна Мери» — Вера — играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она — единственный женский образ, кото­рый сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется ему. Её образ начертан неясно: Лермонтов не описывает её жизнь подробно, не раскрывает подробно и её характер. Но при этом указывает на то, что Beра -  единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящий его со всеми до­стоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству оценил и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть»,— и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолётные.

Отрывки из текстов литературно-критических статей

           Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, без­нравственный человек!..» — хором закричат, может быть, строгие моралисты <...> Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такою запальчивой храбростию: он на вас взглянет, улыбнётся, и вы будете осуждены, и на смущённых лицах ваших все прочтут суд ваш <...> Но этому человеку нечего бояться: в нём есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его про­блёскивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстаёт на него... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь <...> Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье в напыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное разви­тие и смешивая юность с возмужалостию,— пусть!.. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд!.. Даже и теперь он проговари­вается и противоречит себе, уничтожая одною страницею все предыдущие: так глубока его натура, так врождённа ему разумность, так силён у него инс­тинкт истины! <...> Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля? пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь,— и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...                               (В. Г. Белинский «Герой нашего времени»)

   Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский чело- зек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: а без этого язык у него как бритва <„.> Он действительно умеет овладеть серд­цем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Всё, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно толь­ко несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он всё испытал, и ему ещё в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди — невежды, а слава — удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдаётся им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не даёт себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивает­ся на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерётся без надобности...

(Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

- Вы  познакомились с высказываниями В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова о Печорине. Расскажите, как В. Г. Белинский оценивает образ Печорина. С кем он вступает в спор?

- Объясните, как вы понимаете заключительные слова приведённого отрывка из статьи В. Г. Белинского.

- Скажите, в чём оценка Н. А. Добролюбова совпадает с оценкой В. Г. Белин­ского? В чём они расходятся?

Как писать сочинение — сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.

Сравнение как приём познания

Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20-30-х гг. XIX в., которых называли «лишними» («умные ненужно­сти», «страдающие эгоисты», говорил о них Белинский).

Почему их так называли? Что определило их появление? Что общего и в чём различие между «лишним человеком» 20-х гг.— Онегиным и «умной ненужностью» 30-х гг.— Печориным? Чем обусловлены это сходство и раз­личие?

Для доказательного ответа на эти и другие вопросы задание предлагает ис­пользовать приём сравнения — установления сходства или различия между двумя объектами (людьми, предметами, действиями, событиями и т. п.).

Выбрав эту тему для своего сочинения, вы должны будете сравнить условия, в которых формировались Онегин и Печорин, их общественные позиции, взгля­ды, черты характера, действия... Но что бы ни сравнивалось: идеи или поступ­ки, черты характера или события,— наиболее целесообразной формой выраже­ния для сравнения считается параллельное изложение, то есть последователь­ное рассмотрение одинаковых оснований обоих объектов.       Что это конкретно значит, можно увидеть из предлагаемого  плана сравнительной характеристики Чацкого и Печорина (это  образец, точно такой темы не будет!):

 

ЧАЦКИЙ И ПЕЧОРИН

Чацкий несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина...

И. А. Гончаров

План главной части сочинения

Черты сходства

1) Глубокий ум и неукротимая энергия.

2) Неудовлетворённость жизнью.

3) Оторванность от народа.

Черты различия

1) Чацкий имеет цель в жизни. У Печорина её нет.

2) Чацкий — борец. Печорин не способен ни порвать окончательно с дворян­ским классом, ни бороться с ним.

3)  Чацкому чуждо печоринское разочарование в людях. У него есть друзья- единомышленники, а Печорин одинок.

4)  Возвышенное и благородное чувство любви у Чацкого. Любовь для Печори­на — «наука страсти нежной».

5) Цельность натуры Чацкого. Противоречивость Печорина.

Композиция романа М.Ю.Лермонтова  "Герой нашего времени" и ее роль в раскрытии личности Печорина.

Цитатный план к одной из предполагаемых тем.

 М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во мно­гом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологиче­ски тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразило в об­разе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-х гг. XIX в.

Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошёл от тради­ционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединённых личностью главного героя — молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.

В каждой повести он предстаёт в новом ракурсе, а в целом роман — это со­четание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина», куда входят три повести — «Тамань», «Княж­на Мери» и «Фаталист»,— яркий психологический автопортрет героя.

В целом изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим  философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мел- к:души, едва ли не любопытнее, не полезнее истории целого народа...».

Сюжет каждой повести концентрического типа: Печорин находится в цен­тре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизо- дические персонажи.

Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное приближение читателя к главному герою. Её можно считать основным компо­зиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печо­риным постепенно убираются все «посредники»-рассказчики, герой всё больше приближается к читателю.

Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основ­ной — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что про­изошло в крепости. Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рас­сказ Максима Максимыча.

Первый рассказчик ближе Печорину, второй — читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мне­ния, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощу­щению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, ми­молётным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в дали.

В «Журнале Печорина» герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях рома­на, становится издателем его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением».

Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведётся от первого лица. Записи Печорина не предназначались для по­стороннего читателя.

Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникно­вение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстаёт холодным, замкну­тым человеком, повинующимся своим мимолётным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который даёт важную подсказку, в чём искать «тайну» личности Печорина — в его душе. «Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу.

Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философ­ский портрет.

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 30.01.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz