Домашнее задание » 9 класс » Литература

М.Ю.Лермонтов. Роман "Герой нашего времени".

Вопросы и задания к 1 уроку

1. Прочитайте предисловие к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

2. Объясните смысл названия романа. Каков он, герой своего времени?

3. Назовите всех рассказчиков в романе.

4. С какой целью в романе " Герой нашего времени" нарушен хронологический принцип развития сюжета? ( что такое сюжет? что такое фабула?) Расположите главы в том порядке, в котором события происходили в жизни Печорина.

Задание ко 2 уроку

Вопросы и задания для обсуждения повести «Бэла»

1. Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера? Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка. 

3. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? 

Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы. 

4. Обучение анализу эпизода. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов  «А где Печорин?..» до слов «...упала на постель и закрыла лицо руками».

В чем конфликт этого диалога? Как в речи и поведении героев проявляется их душевное состояние?

Присутствует ли автор в диалоге? Охарактеризуйте его позицию. Какими художественными средствами он пользуется для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в романе в целом?

Задание к 3 уроку

5. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «...с помощью бурь и дурных дорог». Стр. 47. Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением «Дума».

Индивидуальные задания

1. Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

2. Проследить детали психологического портрета Максима  Максимыча и объяснить их смысл. 

3. Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев. Дать им оценку.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина. 

2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора? 

3. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом 

Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «...глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать конфликт и подтекст их диалога. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?

4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали в тексте 1-й и 2-й глав подчеркивают его положительные качества?

Задание к 4 уроку 

I. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

- Какие реальные события из жизни М.Ю.Лермонтова  отразились в главах из "Журнала Печорина"? 

- Были ли реальные прототипы героев романа?

II. «Тамань»

Вопросы и задания к главе «Тамань» по группам (рядам)

Эпизод 1. Проанализируйте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра».

 Как в эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» к загадке контрабандистов? - 1 ряд

Эпизод 2. Проанализируйте портрет девушки-ундины и рассуждения Печорина о женской красоте со слов «Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух» до

слов «...те же загадочные речи, те же прыжки, странные песни». 

Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?  - 2 ряд 

Эпизод 3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке со слов   «Часа через два, когда все на пристани умолкло...» до слов «...что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку Печорину в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми? - 3 ряд

Ответьте на вопросы: задание общее!

— Что удивило Печорина в жителях Тамани? Подтвердите свои мысли цитатами.

— Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

— Какую позицию Печорина по отношению к людям подчеркивает автор?

— Какой смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

 Повторите стихотворение "Родина" М.Ю.Лермонтова, кто ещё не рассказал!!!

Задание к 5 уроку

Вопросы и задания к главе «Княжна Мери»

1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими? Как его характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в записях от 16 и 23 мая.

Эпизод 1. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит

нимало».

Эпизод 2. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

4. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в себе? Как это его характеризует?

5. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

6. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина? Каково поведение Печорина в сцене дуэли?

Какие положительные и отрицательные черты подчеркивает в нем автор? Достоин ли герой сочувствия? Или осуждения?

7. Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей?

Вопросы и задания к 6 уроку 

1. Печорин и Грушницкий - 1 группа (ряд возле окна)

1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему он столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они столкнутся на другой дороге, и одному несдобровать? (Запись от 11 мая)

2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению? (Запись от 16 июня)

3. Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина? (Запись от 16 июня.

4. Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти? (Чтение фрагментов записи 16 июня со слов: «Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая…» со слов: «Смешно и досадно!»)

5. Испытывает ли он торжество победы? (Запись от 16 июня)

2. Печорин и Вернер  (Запись от 13 мая; от 16 июня) - 2 группа (средний ряд)

1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличие?

2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело их к отчуждению?

3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

4. Почему так холодно расстаются оба героя?

Вопросы и задания к 7 уроку

3. Печорин и Мери   (Запись от 3 июня, от 11 мая, от 16 июня) - 3 группа (ряд у двери)

1. Почему Печорин затевает игру с Мери?

2. Какие действия Печорина вызывают у Мери ненависть к нему?

3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести?

4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может любить его? (Анализ фрагмента «Последний разговор с Мери»).

4Печорин и Вера  (Запись от 13 мая, от 16 мая, от 16 июня) - общее задание

1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери?

2. Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв? (Запись от 16 июля)

3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?

Прочитайте повесть "Фаталист" и ответьте на вопросы

1. В чем суть спора Вулича и Печорина? Что при всех расхождениях взглядов сближает героев?

2. Какое впечатление произвел выстрел Вулича на Печорина?

(Чтение со слов: «Происшествие того вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление...» до слов: «Такая предосторожность была очень кстати...»)

3. Поверил ли после этого случая Печорин в судьбу?

(Анализ центрального эпизода повести.)

4. Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает из анализа ситуации? (Чтение со слов: «Велев есаулу завести с ним разговор...» до слов: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!»)

5. С чем же поздравляли офицеры Печорина?

6. Как сам Печорин оценивает свой поступок? Хочет ли он покорно следовать судьбе?

7. Верит ли в судьбу Максим Максимыч? В чем смысл его ответа на вопрос о предопределении?

8. Так кто же фаталист? Вулич, Печорин, Максим Максимыч? Или Лермонтов?

 9. Как меняется отношение Печорина к любви?

10. Почему эта повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

Вопросы и задания к 8 уроку

1. Прочитайте отрывки из текстов литературно-критических статей, запишите важные, на ваш взгляд, высказывания.

           Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, без­нравственный человек!..» — хором закричат, может быть, строгие моралисты <...> Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такою запальчивой храбростию: он на вас взглянет, улыбнётся, и вы будете осуждены, и на смущённых лицах ваших все прочтут суд ваш <...> Но этому человеку нечего бояться: в нём есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его про­блёскивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстаёт на него... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь <...> Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье в напыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное разви­тие и смешивая юность с возмужалостию,— пусть!.. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд!.. Даже и теперь он проговари­вается и противоречит себе, уничтожая одною страницею все предыдущие: так глубока его натура, так врождённа ему разумность, так силён у него инс­тинкт истины! <...> Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля? пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь,— и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви... 

   Печорин Лермонтова... Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Иногда в самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и не видимая самим поэтом...

Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным. Но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так и Печорин выше. Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову. Что такое Онегин? ... Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось и которого вся жизнь состояла в том,

Что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения. Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в этих стихах Лермонтова:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови

"Герой нашего времени" -- это грустная дума о нашем времени, как и та, которою так благородно, так энергически возобновил поэт свое поэтическое поприще и из которой мы взяли эти четыре стиха...

                                      (В. Г. Белинский «Герой нашего времени»)

 

   Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: а без этого язык у него как бритва ... Он действительно умеет овладеть серд­цем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Всё, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно толь­ко несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он всё испытал, и ему ещё в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди — невежды, а слава — удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдаётся им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не даёт себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивает­ся на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерётся без надобности...

(Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

2. Ответьте на вопросы

- Вы  познакомились с высказываниями В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова о Печорине. Расскажите, как В. Г. Белинский оценивает образ Печорина. С кем он вступает в спор?

- Объясните, как вы понимаете заключительные слова приведённого отрывка из статьи В. Г. Белинского.

- Скажите, в чём оценка Н. А. Добролюбова совпадает с оценкой В. Г. Белин­ского? В чём они расходятся?

3. Составьте план сочинения к следующим темам ( по группам)

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

1. Действительно ли Печорин — герой своего времени? (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")- 1 вариант 1 ряда

2. Печорин и Онегин. - 2 вариант 1 ряда

3. Печорин и Грушницкий: быть или казаться? (по роману М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени») - 1 вариант 2 ряда

4. Женские образы  в романе  М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". - 2 вариант 2 ряда

5. Чем роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова  интересен читателю XXI века? - 1 вариант 3 ряда

6. Любимый герой в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". - 2 вариант 3 ряда

7. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким» (по роману М.Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени»).

8. Анализ  эпизода «Сцена погони за Верой».

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 25.12.2019
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz