Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени".

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Вопросы  и задания к 1-ому уроку.

1.Как вы понимаете слова В.Г.Белинского:" Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова...".

2. Какова  история создания романа?

3. Объясните смысл названия романа. Каков он, герой своего времени?

4. Составьте таблицу "Система рассказчиков  в романе": 1) назовите всех рассказчиков; 2) кратко охарактеризуйте каждого из них; 3) каким предстает Печорин  из  их рассказов? -подтвердите свои мысли цитатами.

5. С какой целью в романе " Герой нашего времени" нарушен хронологический принцип развития сюжета? ( что такое сюжет? что такое фабула?) Расположите главы в том  порядке, в котором события происходили в жизни Печорина.

Вопросы и задания по содержанию главы "Бэла".

1. Как Лермонтов объясняет выражение "Герой Нашего Времени"?

2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимовичем, угадывается противоречивость характера главного героя?  (цитата)

3. Почему в истории с Бэлой  Печорин не считал себя виноватым?

4.Как проявляется противоречивость характера главного героя после смерти Бэлы? Какие художественные детали подчеркивают это?

5. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?..»    до слов «...упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами  пользуется автор  для раскрытия психологического состояния героев?  Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

6. Прочитайте   монолог  Печорина  со  слов   « Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер»  до слов  «...с помощью бурь и дурных дорог».

Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со  стихотворением «Дума».

7. Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

 8. Как проявляется в этой главе характер Максима  Максимыча?  Проследить детали психологического его портрета.

9.Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто? Сколько времени продолжались  нежные отношения между героями?

Вопросы  и задания ко 2-ому уроку.

Вопросы и задания по содержанию главы "Максим Максимыч"

1.Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

2.Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет.

3.Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

4.Проанализируйте эпизод встречи Печорина с  Макси­мом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов ...глаза  его  поминутно  наполнялись слезами». 

 Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча?   

Прокомментируйте  подтекст их диалога.

 5. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

  Какова ав­торская оценка их поведения?

6. Какое впечатление производит Печорин на читате­ля? Какие черты его характера кажутся вам отрицательны­ми? Какие детали в тексте 1-й и 2-й глав подчеркивают его положительные качества?

 7.Вопрос"Умникам и умницам".* Почему не находят взаимопонимания добрый штабс-капитан и Печорин?

 

Вопросы  и задания к 3-ему уроку.

Вопросы и задания к главе «Тамань»

1.Что удивило Печорина в героях главы "Тамань"? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа»  до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде  проявляется характер Печорина?  Зачем ему нужно было «достать ключ» к загадке контрабандистов?

2.Прочитайте портрет девушки-ундины.

Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

3. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке со слов «Часа через два, когда все на пристани умолкло...» до слов «...что я ничего не мог расслышать». Дайте оценку поведения Печорина в этой сцене. Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?

4. Почему Печорин называет контрабандистов «чест­ными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

5. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

6. Сравните Печорина на предыдущих страницах романа и в главе "Тамань". В чем вы видите различие и чем вы его объясните?

 

Вопросы и задания к 4-ому уроку

Вопросы и задания к главе "Княжна Мери".

1.Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: "А что такое счастье? Насыщенная гордость?" Последователен ли герой в соблюдении этой жизненной позиции?

2.Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими?

3. Как Печорина характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

4.  Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите  объяснение этому в записях от 16 и 23 мая.

5.   Отметьте черты  искренности  и  притворства  в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь с самого детства...» до слов «Это меня не огорчит нимало».

6. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в эпизоде раскрывается ум и неординарность характера Мери? Каким мы видим в эпизоде Печорина?

7.  Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет  изменения в себе? Как это его характеризует?

8. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

9. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина? Каково поведение Печорина в сцене дуэли?  Какие положительные и отрицательные черты подчеркивает  в нем автор? Достоин ли герой сочувствия? Или осуждения?

10. Как проявляется мастерство Лермонтова в изобра­жении  жизни и психологии людей?

Задание по группам:

1 группа: конфликт Печорина с "водяным обществом".

2 группа: Грушницкий - карикатура на  Печорина.

3 группа: Вернер - приятель и "двойник" Печорина.

 

Вопросы  и задания к 5-ому уроку.

Анализ главы "Фаталист".

1 .   Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неодно­значно и почему?

 2. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувство­вал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смер­ти»?

3. Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?

4.   Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение суще­ствует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

5. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется?

6. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина?

7.   Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение. 8. Какова роль кольцевой композиции романа?  Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?

Проблемные вопросы

- Нужна ли в романе повесть «Фаталист», ведь характер Печорина уже понятен, а его жизненная философия потерпела крах?

- Почему, несмотря на «насыщенную гордость», счастья он так и не обрел?

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

...Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

Печорин и Максим Максимыч

1.Какие чувства  исповедь  Печорина,  начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.

2. Какова   роль   образа Максима Максимыча в романе?

 

Группа 1. Печорин и Грушницкий. 

1.Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2.Какие  чувства  вызывал   Печорин  у  Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 ию­ня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова   композиционная   роль   в   романе   образа Грушницкого?

Группа 2. Печорин и Вернер.

1.Что общего в интеллектуальном развитии и отноше­нии к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою по­зицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2.Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3.Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 3. Печорин и Вулич.

1.Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? До­рожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

2.Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяно­го казака.  Почему Вулич все-таки  погибает,  а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?

3.Какова роль образа Вулича в романе?

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 16.01.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz