Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

Лирика А.С.Пушкина.

Задание к 1-му уроку.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»

1) Прочитайте стихотворение,  истолкуйте его название; в какой форме оно написано?

2) Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?

3) Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.

4) С помощью какого приёма показан пейзаж?

5) Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка.

6) Установите, о каких событиях ХУШ-Х1Х вв. вспоминает лирический

"Воспоминания в Царском Селе".

 Стихотворение было написано в октябре — ноябре 1814 г. для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший.

Чтение стихов в присутствии многочисленных гостей стало подлинным триумфом юного поэта. Державин, уже старик, «был в восхищении». Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение «Пушкину», в котором говорит об этом событии:

И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.

 (А. А. Дельвиг, Полн. собр. стихотворений. Библиотека поэта, Л. 1934, стр. 191.)

Сам Пушкин не раз вспоминал об этом: в послании 1816 г.       «К Жуковскому», в своих «Записках», которые он вел в ссылке и уничтожил «при открытии несчастного заговора», причем страничку о Державине поэт сохранил; наконец, во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина». «Воспоминания в Царском Селе» было первым произведением, напечатанным поэтом в 1815 г. с полной подписью. Подготовляя в 1819 г. к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 г. стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге оно не появилось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823 гг.).

Огромные чертоги — «Камеронова галерея» близ Екатерининского дворца в Царском Селе.

Минерва — италийская богиня мудрости. Минерва росская — Екатерина II.

Элизиум — по верованиям древних греков, место пребывания душ усопших, в поэтическом словоупотреблении — рай.

Полнощный — северный.

Под скипетром великия жены — то есть в эпоху царствования Екатерины II.

Над... скалой вознесся памятник — ростральная колонна посреди большого пруда, воздвигнутая Екатериной II в память морской победы над турками под Чесмою в 1770 г.

Памятник простой — обелиск в память победы над турками при реке Кагуле в 1770 г., которую одержали русские войска под руководством гр. П. А. Румянцева.

Петров Владимир <Василий. — И.П.> Петрович (1736—1799) — поэт-одописец.

Вселенной бич — Наполеон.

Беллона — в римской мифологии богиня войны.

Воитель поседелый — М. И. Кутузов.

Скальд России — В. А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

Читаем, думаем, размышляем*

1. Белинский писал: «Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двенадцатый год  был великой эпохой в жизни России». Как вы понимаете эти слова? Почему   Белинский связывал поэзию Пушкина с 1812 г.?

2. Кто из лицейских учителей Пушкина оказал особенно большое влияние на  формирование вольнолюбивых убеждений поэта? Что вы знаете об этих учителях?

3. Как относился Пушкин-лицеист к войне 1812 г., к порядкам в самодержавно-крепостнической России, к тогдашним русским писателям и поэтам?

4. С кем из лицеистов был дружен Пушкин? Что сблизило поэта с ними? В каких  стихотворениях поэт воспел товарищество, возникшее в лицейские годы.

Задание ко 2-му уроку

Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

1) Как вы думаете, почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет "юными забавами", а мечты об этом - обманом?

2) Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?

3) Почему власть названа "роковой"?

4) Какое слово повторяется в стихотворении? Почему?

5) Почему А.С.Пушкин сравнивает ожидание "минуты вольности святой" с ожиданием любовного свидания?

6) Как движется пушкинская мысль в  стихотворении?

7) Почему поэт ставит рядом слова "Отчизна" и "свобода"?

8) Почему свободу Пушкин называет "звездой пленительного счастья"?

9) Определите ключевые образы каждой части стихотворения, основные художественные средства их создания.

Анализ стихотворения «Анчар».

1)  Создайте из названия стихотворения "Анчар" новые слова, добавляя, убирая или переставляя слоги. Запишите, что у вас получилось.

2) Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

3)  Выделите в стихотворении  композиционно-тематические части и определите, какие образы являются глав­ными в каждой из них.

4) Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?

5) Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла.

6) Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?

7) Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?

8) Выучите наизусть стихотворение "Анчар".

Читаем, думаем, размышляем*

Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? По­кажите разносторонность этого понятия на примере лирики Петербургского периода.

 

Задание к 3-му уроку (на понедельник 30.11.)

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина.

Прочитайте стихотворения: "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил...", "Я помню чудное мгновенье...".

 

                                        Я знал любовь, не мрачною тоской,

                                        Не безнадёжным заблужденьем,

                                        Я знал любовь прелестною мечтой,

                                        Очарованьем, упоеньем.

 

                                              Златые крылья развивая,

                                              Волшебной нежной красотой

                                              Любовь явилась молодая

                                              И полетела предо мной.

                                                                                                                                                                                                                                                        А.С.Пушкин

Стихотворения «На холмах Грузии...» (1829)

  1. Определите тему этого стихотворения.
  2. Какие строки вы считаете самыми главными? Почему?
  3. Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
  4. Как вы думаете, что является смыслом жизни поэта, цен­тром его мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии...», подтверждающие ваш ответ.

 Стихотворения  «Я вас лю­бил...».

  1. Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?
  2. Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя?

     3)Задание. Стихотворения «На холмах Грузии...», «Я вас лю­бил...».

Д.Д. Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями "На холмах Грузии..." и "Я вас любил..."». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип - предельная простота выражения при насыщенности сло­весными повторами, сообщающими обоим стихотворениям их про­никающий в душу лиризм, их чарующую музыкальность. Эта близость формы определена общностью содержания - единой развивающейся лирической темой».

  1. Согласны ли вы с мнением Д.Д. Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...» существует внутренняя связь? Какие доказательства при­водит литературовед?
  2. Как вы думаете, какая тема и какое лирическое настроение объединяют эти стихотворения?

4)Задание. «В буквально напоенных любовью восьми строчках сти­хотворения "Я вас любил..." заключена целая история высокого и пла­менного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». [Д.Д. Влагой)

  1. Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил...» можно назвать высоким, самоотверженным, бла­городным.
  2. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихо­творение?

Стихотворения  «Я помню чудное мгновенье...».

  1)Определите идею этого стихотворения.

  2)Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.

   3) Определите  размер стиха и рифму.

   4) Как построено стихотворение?( «Композиция стихотворения несложная:   1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души.)

   5) Кому посвящено это стихотворение? Что вы знаете об истории его создания?

 

Задание к 4-му уроку.( на вторник 1.12)

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

ПОЭТ

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Чтение и анализ стихотворения «Поэт»

  1. Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?
  1. Сравните лексику и рифмы 1 и II частей.

3)Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворе­нии?

 Как меняется пушкинский Поэт?

  1. Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено?
  2. Как вы поняли выражение «берега пустынных волн», убежище Поэта?
  3. В чем тайна гениального пушкинского выражения «широкошумные дубровы»?
  4.  Что это  «священная жертва»? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический да

 

Чтение и анализ стихотворения "Пророк".

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Ми­хайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с ца­рем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

  -   Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем - разверну­тая

картина того, что таится в предыдущем стихотворении в стро­ках:

«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется...» - поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

  1. Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис).

 Ка­кое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

  1. Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»?
  1. Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал...».
  2. Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зове Бога?

Чтение и анализ стихотворения "Я памятник себе воздвиг..."

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пуш­кин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном - в соз­дании своих творений - остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, бо­лее чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениаль­ным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно - запоздалый ответ на лицей­ское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг пред­рекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако вре­мя показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но ни­как не эпохой Александра I.

1) Каково ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта?

2)Каков жанр стихотворения? Какие традиции продолжает А.С.Пушкин в этом произведении?

  1. В  чем  заслуги  поэта перед Россией:
  2. Найдите  средства поэтической выразитель­ности.

 

Домашнее задание: «Я памятник себе воздвиг...» наизусть.

Задание к 5-му уроку

Подготовиться к анализу стихотворения А.С.Пушкина: "Бесы"(при подготовке воспользуйтесь статьей в учебнике литературы)

 

Примерный план анализа стихотворения

План:

    1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).

    2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).

    3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).

    4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).

    5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).

    6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:

    • фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);

    • лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);

    • синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)

    7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).

    8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

При подготовке к уроку зайдите на страницу сайта "А знаете ли вы?" Посмотрите разделы: "Поэтический словарь","Литературоведческий словарик".

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 20.11.2015
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz