Домашнее задание » 9 класс » Литература

А.С.Пушкин. Лирика.

Задание к 1 уроку

Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина.

Выучить наизусть стихотворение "К Чаадаеву" или "Анчар".

При анализе стихотворений используйте материал в учебнике.

1. Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

1) Как вы думаете, почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет "юными забавами", а мечты об этом - обманом?

2) Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?

3) Почему власть названа "роковой"?

4) Какое слово повторяется в стихотворении? Почему?

5) Почему А.С.Пушкин сравнивает ожидание "минуты вольности святой" с ожиданием любовного свидания?

6) Как движется пушкинская мысль в стихотворении?

7) Почему поэт ставит рядом слова "Отчизна" и "свобода"?

8) Почему свободу Пушкин называет "звездой пленительного счастья"?

9) Определите ключевые образы каждой части стихотворения, основные художественные средства их создания.

2. Анализ стихотворения «Анчар» (1828)

1. Выделите в стихотворении композиционно-тематические части и определите, какие образы являются глав­ными в каждой из них.

2. Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?

3. Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла.

4. Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?

5.Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?

Задание ко 2  уроку

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

ПОЭТ

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Чтение и анализ стихотворения «Поэт»

  1. Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?
  1. Сравните лексику и рифмы 1 и II частей.

 - Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворе­нии?

- Как меняется пушкинский Поэт?

3. Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено?

4. Как вы поняли выражение «берега пустынных волн», убежище Поэта?

5. В чем тайна гениального пушкинского выражения «широкошумные дубровы»?

6. Что это «священная жертва»? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический да

 

Чтение и анализ стихотворения "Пророк".

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Ми­хайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с ца­рем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

- Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем - разверну­тая

картина того, что таится в предыдущем стихотворении в стро­ках:

«Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется...» - поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

  1. Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис).

Ка­кое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

  1. Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»?
  1. Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал...».
  2. Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зове Бога?

Вопросы  и задания к 3 уроку

1. Выполните анализ стихотворения "К морю"

 

2. Анализ стихотворения "Я памятник себе воздвиг..."

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пуш­кин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном - в соз­дании своих творений - остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, бо­лее чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениаль­ным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно - запоздалый ответ на лицей­ское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг пред­рекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако вре­мя показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но ни­как не эпохой Александра I.

1) Каково ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта?

2)Каков жанр стихотворения? Какие традиции продолжает А.С.Пушкин в этом произведении?

  1. В чем заслуги поэта перед Россией:
  2. Найдите средства поэтической выразитель­ности.

 

Стихотворение  «Я памятник себе воздвиг...» наизусть.

Задание к 4 уроку

Любовная лирика в творчестве А.С.Пушкина.

Прочитайте стихотворения: "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил...", "Я помню чудное мгновенье...".

 

Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем.

 

Златые крылья развивая,

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной.

                   А.С.Пушкин

Стихотворения «На холмах Грузии...» (1829)

  1. Определите тему этого стихотворения.
  2. Какие строки вы считаете самыми главными? Почему?
  3. Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
  4. Как вы думаете, что является смыслом жизни поэта, цен­тром его мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии...», подтверждающие ваш ответ.

Стихотворения «Я вас лю­бил...» (1829).

  1. Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?
  2. Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя?

3)Задание. Стихотворения «На холмах Грузии...», «Я вас лю­бил...».

Д.Д. Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями "На холмах Грузии..." и "Я вас любил..."». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип - предельная простота выражения при насыщенности сло­весными повторами, сообщающими обоим стихотворениям их про­никающий в душу лиризм, их чарующую музыкальность. Эта близость формы определена общностью содержания - единой развивающейся лирической темой».

  1. Согласны ли вы с мнением Д.Д. Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...» существует внутренняя связь? Какие доказательства при­водит литературовед?
  2. Как вы думаете, какая тема и какое лирическое настроение объединяют эти стихотворения?

4)Задание. «В буквально напоенных любовью восьми строчках сти­хотворения "Я вас любил..." заключена целая история высокого и пла­менного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства». (Д.Д. Благой)

  1. Докажите, что любовное чувство в стихотворении «Я вас любил...» можно назвать высоким, самоотверженным, бла­городным.
  2. Какие нравственные уроки получаем мы, читая это стихо­творение?

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» 1825).

1)Определите идею этого стихотворения.

2)Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.

3) Определите размер стиха и рифму.

4) Как построено стихотворение?( «Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души.)

5) Кому посвящено это стихотворение? Что вы знаете об истории его создания?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 06.11.2019
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz