Домашнее задание » 9 класс » Литература

А.С.Пушкин. "Евгений Онегин".

А.С.Пушкин. «Роман «Евгений Онегин»

1. Перескажите материал статьи "История создания, замысел, композиция, сюжет романа".

          Пушкин писал роман в течение 7 лет (с 1825-1832) и публиковал его отдельными главами: первая глава появилась отдельной книжкой в 1826г., вторая - в 1826г., третья – в 1827г., в 1828г.- четвертая и пятая, а затем шестая глава; в 1830 г. – седьмая, а последняя восьмая – в 1832 г.

 В набросках общего плана романа значилось девять глав.

          Однако в первое полное издание «Евгения Онегина» (1833г.)     А. С. Пушкин  включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». В предисловии  поэт отметил, что он «выпустил из своего романа целую главу, в коей было описано путешествие Онегина по России». Таким образом, в сравнении с первоначальным планом романа место восьмой главы заняла девятая «Большой свет», а глава восьмая «Странствие» превратилась в «Отрывки из путешествия Онегина». Строфы «Путешествия...» писались в разное время: описание Одессы относится к 1825 г., первые пять строф опубликованного текста были написаны осенью 1829 г., а последние — 18 сентября 1830 года в Болдино, где Пушкин и завершил работу над романом.

          Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» — своеобразную историческую хронику преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжёг, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). Завершил работу над «Евгением Онегиным» 26 сентября 1830 года.

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман - лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нём Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России — Петербурга и Москвы, русской деревни с её поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны Читатель, впервые обращающийся к пушкинскому «Евгению Онегину» вправе ожидать, что главный герой — Евгений Онегин — и будет центральным действующим лицом романа. Однако автор, едва представив своего героя, тут же о нём забывает и принимается беседовать с читателем. Взявшись рассказывать историю своего приятеля, автор постоянно сбивается то на воспоминание о «днях веселий и желаний», то на грустное размышление об уходящей молодости, то на рассуждение о превратностях творческого процесса.

Онегин же остаётся то «безнадёжно забытым на балу, а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: «Я помню море пре грозою...», то безвозвратно покинутым автором в петербургском доме Татьяны, где в «минуту злую» для героя Пушкин решил попрощаться с читателями.

Жанр.

          По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это роман в стихах. Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например роман в стихах Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».  Первая половив XIX в. была эпохой романтизма, а Байрон — любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах — это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, воспроизведению чувств. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману.  Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах — это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

Задание ко 2 уроку

 

Любовная лирика А.С.Пушкина.

Чтение и анализ стихотворений:

Стихотворения «На холмах Грузии...» (1829) - 1 ряд

  1. Определите тему этого стихотворения.
  2. Какие строки вы считаете самыми главными? Почему?
  3. Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта.
  1. Как вы думаете, что является смыслом жизни поэта, цен­тром его мироощущения? Найдите строки стихотворения «На холмах Грузии...», подтверждающие ваш ответ.

 

 Стихотворения  «Я вас лю­бил...» - 2 ряд

  1. Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?
  2. Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя?

 

3)Задание. Стихотворения «На холмах Грузии...», «Я вас лю­бил...».

Д.Д. Благой считает, что «существует несомненная внутренняя преемственная связь между стихотворениями "На холмах Грузии..." и "Я вас любил..."». «Оба стихотворения даже внешне подобны друг другу: тот же объем, простота рифм, и вообще единый структурный принцип - предельная простота выражения при насыщенности словесными повторами, сообщающими обоим стихотворениям их про­никающий в душу лиризм, их чарующую музыкальность. Эта близость формы определена общностью содержания - единой развивающейся лирической темой».

      1. Согласны ли вы с мнением Д.Д. Благого в том, что между стихотворениями «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...» существует внутренняя связь? Какие доказательства при­водит литературовед?
      2. Как вы думаете, какая тема и какое лирическое настроение объединяют эти стихотворения?

Стихотворения  «Я помню чудное мгновенье...» - 3 ряд

1)Определите идею этого стихотворения. 

2)Найдите художественные средства, помогающие передать мысли поэта. 

3) Определите  размер стиха и рифму.

4) Как построено стихотворение? 

5) Кому посвящено это стихотворение? Что вы знаете об истории его создания?

Задание для всего класса

 2. Вопросы и задания для анализа романа.

1) Каково ваше впечатление о прочитанном романе?

2)Выразительно прочитайте посвящение, которым открывается роман. Подумайте, какие важные для автора мысли заложены в нём.

3) Какие мысли и чувства вызвало у вас обращение: «Друзья Людмилы и Руслана!»? Из чьих уст оно звучит?

4) Расскажите, что мы узнаём о главном герое из первой главы романа.

5) На основе истории воспитания Онегина восстановите круг учебных дисцип­лин, преподававшихся молодому дворянину того времени.

7) Подумайте, почему А. С. Пушкин подробно описал лишь один день из жиз­ни Онегина. Обоснуйте свой ответ.

8) Как вы думаете, что объединяло Онегина с другими представителями мо­лодёжи его времени и чем он отличался от них?

9) Проследите по тексту, с кем автор сравнивает своего героя. Дайте своё объ­яснение таким сравнениям.

10) По первоначальному замыслу А. С. Пушкина первая глава должна была на­зываться «Хандра». Согласны ли вы с таким наименованием этой структур­ной части романа? Свой ответ аргументируйте цитатами из текста.

11) Проследите, какую оценку даёт автор своему герою. С помощью каких худо­жественно-выразительных средств автор передаёт своё отношение? Обоснуй­те свой ответ с помощью конкретных примеров.

12.Что такое онегинская строфа?

Задание к 3 уроку

 Изображение поместного дворянства в романе. Онегин и Ленский

Прочитайте вторую главу романа и ответьте на вопросы

Вопросы для любознательных * 1-4 

1. А. С. Пушкин называл свой роман «собраньем пёстрых глав», «свободным романом». Как вы понимаете эти оценки?

2. Какие русские писатели — современники Пушкина упоминаются на стра­ницах романа? В каком контексте и с какой художественной целью вводят­ся эти упоминания?

3.  «Роман требует болтовни»,— заметил в одном из своих писем Пушкин. Как этот принцип художественной организации романа реализован в «Евгении Онегине»? Как для создания эффекта «болтовни» организуется ритмиче­ская и интонационная структура текста?

4. Эпиграфы к главам романа даются на пяти языках: французском, латин­ском, итальянском, английском и, конечно же, русском. Вспомните, какие европейские писатели цитируются Пушкиным на страницах «Евгения Оне­гина». Как связано значение эпиграфа с содержанием каждой главы пуш­кинского романа? С какими литературными эпохами благодаря эпиграфам связан пушкинский роман?

                    Особое значение романа в стихах «Евгений Онегин» состоит в том, что А. С. Пушкин дал в нём концентрированное описание всех сторон русской действительности того времени. «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! "Онегина" можно назвать энцик­лопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»,— писал В. Г. Белинский.

5)  Почему Онегиным "овладела...хандра"?

6) Почему герой бежит в деревню?

 7) Как протекала жизнь дядюшки Онегина?

8) Как складываются отношения Онегина с соседями-помещиками?

9)Почему Онегин вызвал недоброжелательные разговоры соседей?

Задание к 4 уроку

10) Сравните обвинения в адрес Онегина с обвинениями в адрес Чацкого. Что общего?

11)  Расскажите о дружбе Онегина и Ленского. Как эту дружбу характеризует  Пушкин?

 12) Сравните Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой? По­чему они «сошлись»?

13) О чем размышляли, спорили Онегин и Ленский?

14) Как относится автор к поэтическому творчеству Ленского и к его любви?

15) Почему автору неинтересно описывать Ольгу?

16) Почему описывая Татьяну, автор употребляет частицу"не", показывает, какой она не была?

17. Прочитайте портретные характеристики сестер Лариных.

18. Составьте таблицу:  образ Татьяны(внешность, черты характера; привычки, круг), подберите цитаты к характеристике Татьяны.

чтения.

 

Татьяна Ларина

Внешность

Черты характера

Круг чтения

Привычки

 

 

 

 

 

19. На примере старших Лариных расскажите о жизни мелкопоместного дворянства.

5 урок

Чтение и анализ 3-ей главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

1) Как вы поняли эпиграф к этой главе?

2) Какое впечатление на Онегина произвели сестры Ларины? Проанализируйте разговор Онегина и Ленского по дороге домой/ 

3) Как восприняла Татьяна визит Онегина? Какие черты Евгения покорили ее сердце? 

4) Какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыг­рать книги, которые она читала?

В.Г. Белинский в своей статье о Та­тьяне писал: «Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было вообра­жать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Вертером?.. Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, ко­торого она не могла ни понимать, ни знать...».

5)Проанализируйте отношение автора к своей героине, опираясь на цитаты.

6) Прочитайте строфы XVII—XX.Почему о любви Татьяна го­ворит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

7)  Как строфы XXII—XXV объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу?

8)  Выразительное чтение наизусть письма Татьяны.

  1. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание. 

10) . Как в XXXVIII и XXXIX строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей? 

11) В самый напряженный момент развития сюжетного действия вдруг начинает звучать песня. Как эта песня готовит читателя к предстоящему объяснению?

12) Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

 

Задание к 6-му уроку (задание на среду, 04.12.19)

Прочитайте четвертую главу.

Ответьте на вопросы:

1)Почему 4-я глава начинается с шести пропущенных строф?

2) Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей...

Чьи это мысли? Автора? Онегина?

3)Перечитайте строфы YIII -X. Можно ли по ним судить, как отреагирует Онегин на признание Татьяны?

4) Как отнесся Онегин к письму Татьяны? Прочитайте исповедь Онегина (строфы XII- XVI).

5) Что мешает героям быть счастливыми?

6)* В строфах XVIII-XXII автор говорит о дружбе, родственниках, любви, но сколько горечи в его словах. Почему?

7) Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

8) Расскажите об образе жизни Онегина после объяснения с Татьяной 

Задание к 7 уроку

Прочитайте пятую главу.

1. Как эпиграф к этой главе связан с ее дальнейшими событиями?

2. Что объединяет пушкинскую Татьяну и Светлану Жуковского?

3.Составьте характеристику образа Татьяны Лариной - письменно в тетради.

Именины Татьяны - один из ключевых эпизодов в сюжетной линии "Евгения Онегина", так как служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе.

4. Сравните сон Татьяны с ее именинами. Найдите общие черты. 

Задание к 8 уроку

5. В эпизоде"Именины Татьяны" раскрывается сущность характера главного героя. В чем заключается эта сущность характера Онегина?

Прочитайте шестую главу.

Дуэль Онегина и Ленского ( глава 6).

1) Что побудило Онегина принять вызов Ленского(IX-XII, XXVIII, XXX-XXXI)?

2) Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского и дуэли (XXXIII -XXXIV, XXXVI)?

Прочитайте седьмую главу.

4) Как сложилась дальнейшая судьба Ольги?  (196, 198)

Посещение Татьяной дома Онегина после отъезда Ольги (строфы XVII -XXIV)

5)Какие качества характера героини подчеркивает автор в этой сцене?

6) Как дальше сложилась судьба Татьяны?

7) Прочитайте патриотические строки о Москве.

8) Расскажите о московском дворянстве.   Найдите строфы, которые мы уже читали. 

Прочитайте восьмую главу.

Татьяна и Онегин в восьмой главе.

1. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? 

2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества?

3. Как общество восприняло его появление после трех лет отсутствия(путешествия)?

4.Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? 

5.Охарактеризуйте встречу Онегина и Татьяны. Почему Татьяна рисуется глазами Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и почему?

6.Почему Онегин теперь воспылал любовью к Татьяне?

7.Возможно ли было счастливое воссоединение героев?

8.Онегин пишет письмо Татьяне. Что он выражает в нем? Чтение наизусть письма Онегина.

9.История любви Онегина – это повторение истории любви Татьяны. Теперь Онегин пишет письмо Татьяне. Белинский писал: «Письмо Онегина … горит страстью; в нем уж нет иронии, нет светской уверенности, светской маски … он бросился в эту борьбу … со всем безумством истинной страсти, которая так и дышит в каждом слове его письма». Литературовед Б.С.Мейлах рассуждает: «В глазах Татьяны Онегин, хотя она продолжала его любить, был уже все–таки не тот человек, о котором она мечтала и которому писала свое смятенное письмо. Онегин тогда объяснил причины своего отказа от ее любви, но остался равнодушным к ее внутреннему миру, к ее признаниям, к ее мольбам, выраженным с такой болью. Прошли годы. В письме Онегина она нашла лишь объяснение в его запоздалой любви, но по-прежнему ничего, что касалось бы ее личности, ее собственной судьбы, ее внутреннего мира. Достаточно сравнить оба письма – Татьяны и Онегина, чтобы увидеть выражение духовного богатства, исповедь юной души в первом, а во втором – только лишь объяснение в любви, пусть искреннее и пылкое, но все-таки лишенное понимания индивидуальности той, которой оно написано. Все это объясняет, почему Татьяна, не отрицая в Онегине ни «гордости» (в смысле сознания собственного достоинства), ни «прямой чести», видит в его чувстве обидную для нее страсть, с которой он не может справиться».

- Согласны вы с мнением критика?

10. Объясните "зеркальную композицию" романа, в чем она выражена?

11. Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене ее объяснения с Онегиным?

Подготовка к сочинению

Рекомендации по написанию сочинения.

Сочинение состоит из трех частей:

1. Вступление (история создания романа);

2. Основная часть (раскрываете выбранную тему);

 Чтобы полно и правильно раскрыть тему сочинения, надо сформулировать несколько тезисов, которые вы докажете, используя в качестве аргументов цитаты из произведения. Например: Главная героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна -  очень цельная натура. Она не умеет притворяться, обманывать, не может поступиться честью в силу своего православного миропонимания:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

3.Заключение (роль и значение романа в русской литературе).

- Вначале составьте план и напишите сочинение на черновике;

- Обязательно цитируйте строфы романа.

Пример цитирования.

А.С.Пушкин с иронией и даже сатирой описывает поместное дворянство, гостей на именинах Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков...

Кавычки не ставятся при цитировании.

 Используйте в сочинении отрывки из критических статей ( см учебник по литературе на стр.221- 250 или отдельные критические статьи).

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 13.11.2019
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz