Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

А.С.Пушкин. "Евгений Онегин".

А.С.Пушкин. «Роман «Евгений Онегин».

Задания к 1-му уроку

1.Прочитайте и перескажите историю создания, замысел, особенности композиции и сюжета романа.

История создания, замысел, композиция, сюжет.

Пушкин писал роман в течение 7 лет и публиковал его отдельными главами: первая глава появилась отдельной книжкой в 1826г., вторая - в 1826г., третья – в 1827г., в 1828г.- четвертая и пятая, а затем шестая глава; в 1830 г. – седьмая, а последняя восьмая – в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав.

Однако в первое полное издание «Евгения Онегина» (1833)     А. С. Пушкин  включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». В предисловии  поэт отметил, что он «выпустил из своего романа целую главу, в коей было описано путешествие Онегина по России». Таким образом, в сравнении с первоначальным планом романа место восьмой главы заняла девятая «Большой свет», а глава восьмая «Странствие» превратилась в «Отрывки из путешествия Онегина». Строфы «Путешествия...» писались в разное время: описание Одессы относится к 1825 г., первые пять строф опубликованного текста были написаны осенью 1829 г., а последние — 18 сентября 1830 года в Болдино, где Пушкин и завершил работу над романом.

Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» — своеобразную историческую хронику преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжёг, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). Завершил работу над «Евгением Онегиным» 26 сентября 1830 года.

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин». Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман - лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нём Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России — Петербурга и Москвы, русской деревни с её поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны Читатель, впервые обращающийся к пушкинскому «Евгению Онегину» вправе ожидать, что главный герой — Евгений Онегин — и будет центральным действующим лицом романа. Однако автор, едва представив своего героя, тут же о нём забывает и принимается беседовать с читателем. Взявшись рассказывать историю своего приятеля, автор постоянно сбивается то на воспоминание о «днях веселий и желаний», то на грустное размышление об уходящей моло- дости, то на рассуждение о превратностях творческого процесса.

Онегин же остаётся то «безнадёжно забытым на балу, а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: «Я помню море пре грозою...», то безвозвратно покинутым автором в петербургском доме Татьяны, где в «минуту злую» для героя Пушкин решил попрощаться с читателями.

Жанр.

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это роман в стихах. Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например роман в стихах Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».  Первая половив XIX в. была эпохой романтизма, а Байрон — любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах — это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, воспроизведению чувств. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману.  Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах — это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

2. Вопросы и задания для анализа романа.

1) Каково ваше впечатление о прочитанном романе?

 2)Выразительно прочитайте посвящение, которым открывается роман.        Подумайте, какие важные для автора мысли заложены в нём.

 3) Какие мысли и чувства вызвало у вас обращение: «Друзья Людмилы и Руслана!»? Из чьих уст оно звучит?

   4) Расскажите, что мы узнаём о главном герое из первой главы романа.

   5) На основе истории воспитания Онегина восстановите круг учебных дисцип­лин, преподававшихся молодому дворянину того времени.

   7) Подумайте, почему А. С. Пушкин подробно описал лишь один день из жиз­ни Онегина. Обоснуйте свой ответ.

     8) Как вы думаете, что объединяло Онегина с другими представителями мо­лодёжи его времени и чем он отличался от них?

     9) Проследите по тексту, с кем автор сравнивает своего героя. Дайте своё объ­яснение таким сравнениям.

    10) По первоначальному замыслу А. С. Пушкина первая глава должна была    на­зываться «Хандра». Согласны ли вы с таким наименованием этой структур­ной части романа? Свой ответ аргументируйте цитатами из текста.

     11) Проследите, какую оценку даёт автор своему герою. С помощью каких   худо­жественно-выразительных средств автор передаёт своё отношение?  

Обоснуй­те свой ответ с помощью конкретных примеров.

12.Что такое онегинская строфа?

Задания ко 2-му уроку.

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина  и Владимира Ленского.

  1. А. С. Пушкин называл свой роман «собраньем пёстрых глав», «свободным романом». Как вы понимаете эти оценки?
  2. Какие русские писатели — современники Пушкина упоминаются на стра­ницах романа? В каком контексте и с какой художественной целью вводят­ся эти упоминания?
  3. После появления романа «Евгений Онегин» в русском стихосложении и сти­ховедении утвердилось понятие «онегинская строфа». Какова формула оне­гинской строфы?
  4. «Роман требует болтовни»,— заметил в одном из своих писем Пушкин. Как этот принцип художественной организации романа реализован в «Евгении Онегине»? Как для создания эффекта «болтовни» организуется ритмиче­ская и интонационная структура текста?
  5. Эпиграфы к главам романа даются на пяти языках: французском, латин­ском, итальянском, английском и, конечно же, русском. Вспомните, какие европейские писатели цитируются Пушкиным на страницах «Евгения Оне­гина». Как связано значение эпиграфа с содержанием каждой главы пуш­кинского романа? С какими литературными эпохами благодаря эпиграфам связан пушкинский роман?

Заполните таблицу.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспитание и образование — в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу // чему-нибудь и как-нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее

Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования    становится романти­ческое мировосприятие,    неслучайно Лен­ский — поэт

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жиз­ни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей: он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нём остыли

Ему наскучил света шум.

И далее автор ставит диагноз состоянию своего героя — «Короче: русская хандра // Им овладела понемногу...»

Вернувшись на родину, Ленский ждёт от жизни счастья и чуда — поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал

Жизнь в деревне, отношения с соседями

 

Представление о цели и смысле жизни

 

 

Поэтическое творчество и отношение к нему героев.

 

 

История любви

 

 

Дружба

 

 

Дуэль

 

 

Задание к 3-ему уроку

Задание *. «Умники и умницы»:

Подумайте, почему описание дуэли Онегина и Ленского литературоведы считают вершиной художественного мастерства?

Найдите подтверждение этому высказыванию. А.И.Герцен считал: «Ленский – последний крик совести Онегина, ибо это он сам,- его юношеский идеал». Согласны вы с этим мнением. Аргументируйте.

Чтение и анализ 3-ей главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

1. Как вы поняли эпиграф к этой главе?

2. Какое впечатление на Онегина произвели сестры Ларины? (Проанализируйте разговор Онегина и Ленского по дороге домой)

3. Как восприняла Татьяна визит Онегина? Какие черты Евгения покорили ее сердце?

4. Проанализируйте отношение автора к своей героине, опираясь на цитаты.

5. Подготовьте цитатный материал к характеристике Татьяны и Ольги Лариных.

6. Какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? В.Г. Белинский в своей статье о Татьяне писал: «Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному.Зачем было вообра¬жать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Вертером?.. Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, ко¬торого она не могла ни понимать, ни знать...».

7. Прочитайте строфы XVII—XIX. Почему о любви Татьяна го¬ворит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

8. Как строфы XXII—XXV объясняют читателю смелый поступок Татьяны — решение писать Онегину, открыть свою душу?

9. Выразительное чтение наизусть письма Татьяны.

10. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

11. Как в XXXVIII и XXXIX строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

12.В самый напряженный момент развития сюжетного действия вдруг начинает звучать песня. Как эта песня готовит читателя к предстоящему объяснению?

13 Прочитайте последнюю строфу (XLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?

Задание к 6-му уроку(вторник, 22.12)

Прочитайте четвертую главу.

Ответьте на вопросы:

1)Почему 4-я глава начинается  с шести пропущенных строф?

2) Чем меньше женщину мы любим,

    Тем легче нравимся мы ей...

Чьи это мысли? Автора? Онегина?

3)Перечитайте строфы YIII -X. Можно ли по ним судить, как отреагирует  Онегин  на  признание  Татьяны?

4) Как отнесся Онегин к письму Татьяны? Прочитайте исповедь Онегина (строфы XII- XVI).

5) Что мешает героям быть счастливыми? 

6)* В строфах XVIII-XXII автор говорит о дружбе, родственниках, любви, но сколько горечи в его словах. Почему?

7) Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара

влюбленных: Ленский и Ольга?

Прочитайте пятую главу. 

1. Как эпиграф к этой главе связан с ее дальнейшими событиями?

2. Что объединяет пушкинскую Татьяну и Светлану Жуковского?

3.Составьте характеристику образа Татьяны Лариной.

Именины Татьяны - один из ключевых эпизодов в сюжетной линии "Евгения Онегина", так как служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе.

4. Сравните сон Татьяны с ее именинами. Найдите общие черты.

5. В эпизоде"Именины Татьяны" раскрывается сущность характера главного героя. В чем заключается эта сущность характера Онегина? 

Дуэль Онегина и Ленского ( глава 6).

1) Что побудило Онегина принять вызов Ленского(IX-XII, XXVIII, XXX-XXXI)?

2) Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского и дуэли (XXXIII -XXXIV, XXXVI)?

3) Как сложилась дальнейшая судьба Ольги?

Посещение Татьяной дома Онегина после отъезда Ольги (гл.7,строфыXVII -XXIV).

4)Какие качества характера героини подчеркивает автор в этой сцене?

Задание к 7-му уроку(среда, 23.12)

Татьяна и Онегин в восьмой главе.

1) О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? 

2)Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества?

3) Как общество восприняло его появление после трех лет отсутствия(путешествия)?

4)Какой совет дают представители света Онегину?

5)Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал?

6)Охарактеризуйте встречу Онегина и Татьяны. Почему Татьяна рисуется глазами Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и почему?

7)Почему Онегин теперь воспылал любовью к Татьяне?

8) Онегин пишет письмо Татьяне. Что он выражает в нем?

Чтение наизусть письма Онегина. 

Прокомментируйте  высказывание В.Г.Белинского.

Белинский писал: «Письмо Онегина … горит страстью; в нем уж нет иронии, нет светской уверенности, светской маски … он бросился в эту борьбу … со всем безумством истинной страсти, которая так и дышит в каждом слове его письма». Литературовед Б.С.Мейлах рассуждает: «В глазах Татьяны Онегин, хотя она продолжала его любить, был уже все–таки не тот человек, о котором она мечтала и которому писала свое смятенное письмо. Онегин тогда объяснил причины своего отказа от ее любви, но остался равнодушным к ее внутреннему миру, к ее признаниям, к ее мольбам, выраженным с такой болью. Прошли годы. В письме Онегина она нашла лишь объяснение в его запоздалой любви, но по-прежнему ничего, что касалось бы ее личности, ее собственной судьбы, ее внутреннего мира. Достаточно сравнить оба письма – Татьяны и Онегина, чтобы увидеть выражение духовного богатства, исповедь юной души в первом, а во втором – только лишь объяснение в любви, пусть искреннее и пылкое, но все-таки лишенное понимания индивидуальности той, которой оно написано. Все это объясняет, почему Татьяна, не отрицая в Онегине ни «гордости» (в смысле сознания собственного достоинства), ни «прямой чести», видит в его чувстве обидную для нее страсть, с которой он не может справиться». 

9) Объясните "зеркальную композицию" романа.

10) Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене ее объяснения с Онегиным? 

Белинский в своей статье об «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически восклицает: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, именно отдана, а не отдалась!».

Но Г.А. Гуковский об этом думает по-другому: «Глубокий трагизм заключительной сцены восьмой главы в том и состоит, что Татьяна, любящая Онегина, не понимает его, что между ними опять, как в главах второй-пятой, стена катастрофической недомолвки. «А счастье было так возможно, так близко», - говорит Татьяна, она ошибается. Нет, тогда, в деревне, счастье было невозможно, потому что Онегин был тогда недостоин счастья Татьяны, потому что он был чужд ее миру. Счастье же возможно и близко … именно сейчас … когда Татьяна говорит эти слова … потому что Онегин вырос и стал рядом с Татьяной, что ее душевный мир отрылся ценностям, наполнявшим высоким содержанием мир Татьяны. Но теперь она не видит этого. Уже поздно. Между ними стена». Поэтому она отказывает Онегину. 

Прокомментируйте оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским.

Пушкинский роман в зеркале критики

 

Прочитайте высказывания критиков о романе. Чья позиция вам кажется наиболее убедительной?

1. В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пуш­кина. Статьи восьмая и девятая».

2. Ф. М. Достоевский. «Речь о Пушкине».

3. Д. И. Писарев. «Пушкин и Белинский» (фраг­менты).

 4. С. М. Бонди. «А. С. Пушкин. „Евгений Оне­гин"» (фрагменты).

 5. Ю. М. Лотман. «В школе поэтического слова» (фрагменты главы о творчестве Пушкина).

 

Критики

Герои

Автор

Русская жизнь

В. Г. Белин­ский

Онегин — «лишний чело­век», «страдающий эгоист»; сущность Татьяны — «жаж­да любви», но брак без любви — «профанация чув­ства и чистоты женственно­сти»

В романе «с такою полнотою, светло и ясно... отразилась лич­ность Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы»

«Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

Ф. М. Досто­евский

Татьяна «глубже Онегина и... умнее его. <...> Это по­ложительный тип... это апо­феоза русской женщины»

В «Онегине» «Пушкин явился великим народным писателем... Он... отметил... тип русского скитальца и тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины»

«Он [Пушкин] разом, метким, самым прозорливым образом отметил глубь на­шей сути, нашего верхнего, над народом стоящего об­щества»

Д. И. Писарев

«Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 20-х го­дов...»

«Татьяна до конца романа остается... рыцарем печаль­ного образа, каким мы ви­дели ее в письме к Онеги­ну...» «Она ничего не любит... ни о чем не думает, а

«Отношения Пушкина к... явле­ниям жизни до такой степени пристрастны, его понятия о по­требностях и о нравственных обязанностях человека... до такой степени смутны и непра­вильны, что „любимое дитя" пушкинской музы должно было действовать на читателей как усыпительное питье, по милости которого человек забывает

«Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так ста­рательно отодвинута в сторону... самому поэту жи­вется так весело и дышится так легко, — что впечатли­тельный читатель... должен вообразить себя счастливым

 

 

просто живет со дня на день, подчиняясь заве­денному порядку»

о том, что ему необходимо помнить постоянно, и прими­ряется с тем, против чего он должен бороться неутомимо»

обитателем какой-то Аркадии»

 М. Бонди

В образе Онегина Пушкин «обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей». В Татьяне показан тип «провинциальной барышни, лишенной... романтических необычных... черт, но... удивительно при­влекательной и поэтичной»

«Став художником-реалистом, он [Пушкин] стремится не столько говорить о себе, сколь­ко о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изу­чать, художественно обобщать окружающую действительность»

«...Неправильно... устроена та жизнь, которую... раз­вернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только... обыватели, посредственности... Люди же... с высокими требованиями... тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны...»

Ю. М. Лотман

«Жизнь Татьяны — резуль­тат развития личности, ее постоянных усилий по вы­бору нравственно наиболее трудного пути»

«Поэт в своей 8-й главе похож на Татьяну сам... везде заметно чувство, которым Пушкин пе­реполнен»

«Отрывая шедевры от их реального исторического контекста, мы убиваем их. Забывая литературный „фон" начала XIX века, мы убиваем Пушкина»

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 06.12.2015
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz