Домашнее задание » 9 класс » Литература

А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"

 

1-ый урок.

Подготовьте биографию А.С. Грибоедова по следующему плану:

1) Детские годы и учеба в Благородном пансионе.

2) Служба в армии (1812 год), в Коллегии иностранных дел.

3) Ранние комедии.

4) Замысел комедии "Горе от ума" и работа над ней.

5) Грибоедов -музыкант .

6) Грибоедов - дипломат.

7) История любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе (желательно с небольшой презентацией).

8) Последние дни жизни А.С.Грибоедова .

9) Особенности драматических произведений. Комедия как жанр драматического произведения.

10) Творческая история создания комедии "Горе от ума".

 

 Комедия "Горе от ума" (1924 год)

 

1. Прочитайте комедию  "Горе от ума" и ответьте на вопросы по  1 действию пьесы:

1) В чем особенность литературного рода драма

2) Дайте определение комедии как жанру. 

3) Черты каких литературных направлений  имеют место быть в комедии? 

4) Определите, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие нарушены.

 5) Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

6) Кто из героев вызвал симпатию, а кто - антипатию и почему?

Задание ко 2 уроку

 

7) Когда вы поняли, что Софья не любит Чацкого, и почему он так долго об этом не догадывался? 

8) Объясните смысл названия комедии "Горе от ума". Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии - "Горе уму"?

9)Какие явления  1 действия комедии являются экспозицией? 

10) Подготовьте выразительное чтение по ролям 1-го и 2-го явлений

действия комедии:

- Что мы узнаем о персонажах? 

11) Какое явление назовем завязкой комедии? 

 

12) Подготовьте выразительное чтение по ролям 7-го явления

1 действия комедии:

- Как появляется Чацкий?

- Какие черты его характера бросаются в глаза?

- Как встречает его Софья? 

- Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью?

13) Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит в роли жениха Софьи ни Чацкого, ни Молчалина?

Вопросы и задания к 3 уроку

 

 Выучить наизусть один из монологов (по выбору): Фамусова" Вот то-то, все вы гордецы!" или Чацкого "А судьи кто?..."   Действие 2).

1. Заполните таблицу (ответ + цитата)
 

Черты героя

Фамусов

Молчалин

Скалозуб

Софья

Чацкий

Имя и его смысл

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

Звание

 

 

 

 

 

Род занятий

 

 

 

 

 

Отношение к народу, к крепостному праву

         

Отношение к службе

 "А у меня, что дело, что не дело, Подписано, так с плеч долой."

 

 

 

"Служить бы рад, прислуживаться тошно"

Отношение к образованию, просвещению

 

 

 

 

 

Отношение к иностранному

 

 

 

 

 

Отношение к богатству и чинам

         

Отношение к любви, браку, семейному счастью

 

 

 

 

 

Понимание слова "ум"

 

 

 

 

 

 

 

Анализ 2 действия.

2) Прочитайте монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой»(Д.2 явл.1)

- Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему успокаивается к концу?

В чем противоречие деловой недели Фамусова? Кто для него пример?

Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

 

Между главными героями комедии: Чацким и Фамусовым Возникает спор, затрагивающий важные нравственно- общественные вопросы. Определите позицию каждого из героев.

3)Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»( Д.2 явл.2, )

- Кто идеал Фамусова?  - Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

- Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

- Какое качество Фамусова здесь проявляется?  - Умен ли Фамусов?

 -Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

4) Что думает об этом Чацкий? 

5) Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

6) В разгар спора Чацкого с Фамусовым появляется полковник Скалозуб.

- Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, карьеру?

Вопросы и задания к  4 уроку

7)Прочитайте монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли фамусовское общество патриотами?

 

8) Прочитайте монолог Чацкого «А судьи кто?»  (Д.2 явл.5)

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как фамусовское общество относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?

9) Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

В письме к Бестужеву Пушкин  писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

Вопросы и задания к 5 уроку

Молодое поколение в комедии.

1.Перечитайте 3 действие комедии  и подготовьте рассказ- характеристику  персонажей, относящихся к молодому поколению (используйте составленную вами таблицу).

1 ряд (возле окна) - образ Молчалина.

По приведённому материалу подготовьте рассказ о Молчалине.

Высказывания действующих лиц

Софья

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим — будто век знакомы,

 Явился тут со мной; и вкрадчив, и умён,

Но робок...

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других забыть себя готов,

Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело...

Чацкий

...Где он, кстати?

Ещё ли не сломил безмолвие печати?

 Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристаёт: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Скалозуб

...Ну жалкий же ездок.

Лиза

Скажите лучше, почему ,          

Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?

Чацкий

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее создание!

Софья

А он?., смолчит и голову повесит.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрёл:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит...

 

...Он, наконец, уступчив, скромен, тих,

 В лице ни тени беспокойства...

Чацкий

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

 Вот он на цыпочках, и не богат словами...

 

Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт...

Вспомогательные вопросы

1) Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?

2) Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? А может быть, это только увлечение?

3) Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?

4) Как в  речи Молчалина отражаются черты его характера?

5) Может ли Молчалин стать другим? '

 

2 ряд - образ Софии

       Вам предлагается отрывок из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Обратите внимание на то, что характер Софьи в данном отрывке обрисован неполно, отдельные положения мало или совсем не аргументированы (это сделано  в других частях статьи).

       Читая текст, запишите в своих тетрадях логику рассуждений автора: мысли, доказательства, выводы, логические переходы. Там, где, по вашему мнению, доказательств нет или их не хватает, дополните своими. Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

Характеристика Софьи

Софья Павловна...

Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого  намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие  черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

       Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (ещё с ак­компанементами флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что счита­лось классическим образованием барышни. А потом «Кузнецкий мост и вечные обновы», балы, такие, как этот бал у её отца, и это общество — вот тот круг, где была заключена жизнь «барышни». Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говори­ли одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей, и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие и глупые свойства: меч­тательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже...

       Ещё не опомнившись от стыда и ужаса, когда маска упала с Молчалина, она прежде всего радуется, что «ночью всё узнала», что нет укоряющих свидетелей в глазах!

       А нет свидетелей, следовательно, всё шито да крыто, можно забыть, выйти замуж, пожалуй, за Скалозуба, а на прошлое смотреть...

       Да никак не смотреть. Своё нравственное чувство стерпит, Лиза не прогово­рится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, «из жениных пажей», станет озираться на прошлое!

       Это и её мораль, и мораль отца, и всего круга...

       Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в её чувстве к Молчалину, есть много искренности...

       Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не б нравственность (но и не Бог, конечно) свела её с Молчалиным. Прежде все влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза,— возвысить его до себя, до своего круга, дать  ему семейные права. Без сомненья, ей в этом улыбалась участь властвовать над  покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина,  что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских  мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.

       Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя  свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против неё нет того безучастного смеха, с какими он расстаётся с прочими лицами.

Вопросы и задания к 6 уроку

3 ряд   - образ Чацкого

Пересказать статью

Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся Герой и антигерой своего времени.

Из теории литературы.

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое раскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

Это такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

- Кого можно назвать героем произведения?

- Кого можно назвать антигероем произведения?

-Можно ли назвать Чацкого “лишним человеком”.

 

- Кого из второстепенных  героев комедии, приехавших на бал к Фамусову,  можно отнести к молодому поколению?

Скалозуба? Загорецкого? Репетилова? Горича? Молодых княжон?

- Анализируя этих героев, ответьте на вопрос о нравственном идеале автора, о человеческих ценностях.

- Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?

- Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?

Вопросы и задания к 7 уроку

Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (действие III, явл. 4—10).

  1. О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?
  2. Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?
  3. Что можно сказать о гостях Фамусова по их речевым характеристикам?
  4. Какое место занимает этот эпизод в комедии?

5) Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?
6) Почему каждый из героев якобы видел «безумие» в разных проявлениях поведения Чацкого?

 

2. Внимательно прочитайте и проанализируйте монолог Чацкого: действие 3, явление 22:" В той комнате незначащая встреча..."

1)При каких обстоятельствах произносится монолог?

2) Кого и что обличает?

3) Какова главная мысль монолога?

4) Каков пафос монолога? (что такое "пафос"?)

4.Прочитайте статью И.А.Гончарова "Мильон терзаний" (ноябрь 1871 года), запишите ответы на вопросы, используя цитирование статьи:

1) Почему И.А.Гончаров считал "Горе от ума" произведением, которому уготована долгая жизнь?

2) В чем критик видит "мильон терзаний" Чацкого?

3) В чем Гончаров видит противоречивость образа Софьи?

4) Можно ли считать, что ей достался свой "мильон терзаний"?

5) В чем Чацкий- "победитель", а в чем - "жертва"?

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 09.10.2019
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz