Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума".

А.С.Грибоедов.

1-ый урок.

Подготовьте биографию А.С. Грибоедова по следующему плану:

1) Детские годы и учеба в Благородном пансионе.

2) Служба в армии (1812 год), в Коллегии иностранных дел.

3) Ранние комедии.

4) Замысел комедии "Горе от ума" и работа над ней.

5) Грибоедов-музыкант .

6) Грибоедов- дипломат.

7) История любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе (желательно с небольшой презентацией).

8) Последние дни жизни  А.С.Грибоедова . 

 

2-ой урок. Комедия "Горе от ума".

1. Особенности драматических произведений. Комедия как жанр драматического произведения.

2. Творческая история создания комедии "Горе от ума".

3. Прочитайте комедию  и ответьте на вопросы:

1) Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

2) Кто из героев вызвал симпатию, а кто -  антипатию и  почему?

3) Когда вы поняли, что Софья не любит Чацкого, и почему он так долго не догадывался об этом?

4) Объясните смысл названия комедии "Горе от ума". Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии - "Горе уму"?

5) Подготовьте чтение по ролям действия первого (Д.1), явления 7 (явл.7) (разговор Чацкого с Софьей);  Д.2, явл.2 (беседа Чацкого и Фамусова).

6)  Подготовьте  выразительное чтение монолога Фамусова "Петрушка, вечно ты с обновкой..."(Д. 2).

Перспективное задание: выучить наизусть один из монологов (по выбору):  Фамусова" Вкус, батюшка, отменная манера" или Чацкого "А судьи кто?..."Д.2).

 

3-ий урок

Фамусовская Москва

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

А.С.Грибоедов

При прочтении глав комедии , заполните таблицу (смотрите дальше)

          Комедия Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает собой новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. Эта пьеса нова­торская и по своей форме. Её художественное новаторство проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый  образ отражает в себе концентрированно конкретно-историческую сущность ре­альных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные,  а глубоко жизненные.

В основе комедии лежит острый конфликт (противоречие). О содержании конфликта Грибоедов так писал поэту и драматургу П. А. Катенину: «...девуш­ка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с об­ществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих...» В тексте комедии всё это развернуто  и  представлено очень живо, убедительно, психологически достоверно.

Действие в комедии с самого начала развивается в двух направлениях, тесно между собою связанных: в психологическом, личном (любовь Чацкого к Софье)  и в общественном (конфликт между Чацким и фамусовским обществом)

Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся «фа­мусовская Москва». Так что же это такое — «фамусовское общество», «фаму­совская Москва»?

А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».

Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?

Анализ 1 действия.

1) Какие явления можно считать экспозицией ? Что мы узнаем о героях из экспозиции?

2)Что является завязкой действия?

3) Что привело Чацкого в дом Фамусова?

4) Каково отношение Софии к Чацкому?

5) Почему Чацкий не сразу понял, что он здесь чужой? Что за этим - глупость или влюбленность?

6)Какую важную тему затрагивает Чацкий?

Анализ 2 действия.

7)Прочитайте монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой»

В чем противоречие деловой недели Фамусова? Кто для него пример?(явл.1)


8)Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»(явл.2)

- Кто идеал Фамусова?  - Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

- Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

- Какое качество Фамусова здесь проявляется?  - Умен ли Фамусов?

 -Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

9) Что думает об этом Чацкий?


10)Прочитайте монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли фамусовское общество патриотами?

11) Прочитайте монолог Чацкого «А судьи кто?»

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как фамусовское общество относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?

12) Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

В письме к Бестужеву Пушкин  писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

Анализ 3 действия

13) Кто антагонист Чацкого? - Как Чацкий характеризует Молчалина?(стр.55)

14) Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий? -Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?

Анализ 4 действия.

15) С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?

16) Заполните таблицу (ответ + цитата) 
 

  Черты героя

  Фамусов

  Молчалин

Скалозуб  

Софья  

Чацкий  

  Имя и его смысл

 

 

 

 

 

  Возраст

 

 

 

 

 

  Звание

 

 

 

 

 

  Род занятий

 

 

 

 

 

  Отношение к службе

 "А у меня, что дело, что не дело, Подписано, так с плеч долой." 

 

 

 

 "Служить бы рад, прислуживаться тошно"

  Использование родственных и дружеских связей

 

 

 

 

 

  Отношение к образованию, просвещению

 

 

 

 

 

  Отношение к общественному строю

 

 

 

 

 

  Отношение к любви

 

 

 

 

 

  Оценка «века нынешнего» и «века минувшего»

 

 

 

 

 

  Речевая характеристика

 

 

 

 

 

 

4-ый урок

Молодое поколение в комедии.

Из теории  литературы.

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

2. Работа в группах.

Задание для 1-ой группы (ряд у окна)

1). Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.

Опираясь на текст, сравните:

·        возраст;

·        происхождение;

·        положение в обществе;

·        общественные взгляды и идеалы;

·        личные качества;

·        проявление в любви…

Задание для 2-ой группы (ряд у двери)

2). Герой и антигерой своего времени.

При подготовке учесть:

·        время создания комедии;

·        общественно-историческую обстановку в России первой трети XIX века;

·        общественные взгляды самого Грибоедова;

·        сильные и слабые стороны обоих героев;

·        неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А. С. Пушкина);

·        симпатии современного читателя.

Оценивать главного героя нужно исходя из жанровых особенностей произведения!

Герой – Чацкий. Антигерой – Молчалин.

-Можно ли назвать Чацкого  “лишним  человеком”.

Задание для 3-ей группы (средний ряд )

3). Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

·        возраст;

·        происхождение;

·        положение в обществе;

·        взгляды на жизнь и идеалы;

·        личные качества.

- Почему она любит Молчалина, а не Чацкого?

Собирая материал к ответу, отметьте противоречивость образа Софьи!

Общее задание.

4). Второстепенные герои комедии, которых можно отнести к молодому поколению.

- Кого из героев можно отнести к молодому поколению ещё?

Скалозуба? Загорецкого? Репетилова? Горича? Молодых княжон?

- Анализируя этих  героев,  ответьте на вопрос о нравственном идеале автора,  о человеческих ценностях.

- Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?

 - Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?

5- ый  урок.

Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову»(действие III, явл. 4—10).

1)      О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их   жизненные интересы?

2)   Какие конфликты определяют напряжение сценического действия  в каждом явлении?

3)   Что можно сказать о гостях Фамусова по их речевым  характеристикам?

4)   Какое место занимает этот эпизод в комедии?

 Закончить заполнение таблицы "Основные герои комедии "Горе от ума".

2. Внимательно прочитайте и проанализируйте монолог Чацкого: действие 3, явление 22:" В той комнате незначащая встреча..."

1)При каких обстоятельствах произносится монолог?

2) Кого и что обличает?

3) Какова главная мысль монолога?

4) Каков пафос монолога? (что такое "пафос"?)

3.Определите черты классицизма в комедии.

4.Прочитайте статью И.А.Гончарова "Мильон терзаний" (ноябрь 1871 года), запишите ответы на вопросы, используя цитирование статьи:

1) Почему И.А.Гончаров считал "Горе от ума" произведением, которому уготована долгая жизнь?

2) В чем критик видит "мильон терзаний" Чацкого?

3) В чем Гончаров видит противоречивость образа Софьи?

4) Можно ли считать, что ей достался свой "мильон терзаний"?

5) В чем Чацкий- "победитель", а в чем - "жертва"?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 24.10.2015
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz