Домашнее задание » 9 класс - архив 15/16 » Литература

А.П.Чехов. Рассказы.

В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости.

                                                                                                                                                           И.А.Бунин
1.Повторите термины: юмор, ирония, подтекст.

2. Прочитайте рассказ "Смерть чиновника".

3.  Вопросы и задания по рассказу.

1) Найдите элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

2) Какая неприятность приключилась с Червяковым?

3) Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оро­бевший, обеспокоившийся, запаниковавший Червяков?

4) Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти дей­ствия?

5) Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?

6) Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конф­ликта?

7) Над чем смеётся автор? Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняш­ней жизни?

8) В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?

9) Как трансформировалась в рассказах А. П. Чехова тема «маленького чело­века»?*

 

Прочитайте об истории создания рассказа "Тоска".

Рассказ "Тоска" появился в январе 1886 года в разделе "Летучие заметки" "Петербургской газеты", где А.П.Чехов уже печатал свои произведения.

В декабре 1885г. писатель впервые побывал в Петербурге, и «омут, полный чудовищных огней, неугомон­ного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию «Тоски». Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки — эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского вообра­жения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный — реальный или литератур­ный — комментарий к «Тоске», к рассказу со столь очевидным сюжетом, с за­хватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции.

Автору «Тоски» — 26 лет. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохрани­лось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

 

1. Работа с текстом рассказа ( по  группам)

 1 группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына?
  • Выпишите реакцию собеседников.

♦   Как называется это выразительное средство? Подтвердите приме­рами из текста рассказа.

 2  группа

  • В какое время суток происходили события рассказа?
  • Выпишите изменение вечернего освещения.
  • Как называется это выразительное средство?

♦   Сколько раз происходит это изменение? Подтвердите примерами из текста рассказа.

 3  группа

♦   Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного го­рода.

♦   Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? Подтвердите при­мерами из текста рассказа.

♦   Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.

  • Как менялась эмоциональная окраска слова? Как называется такая лексика (первое и третье слова)? Подтвердите примерами из текста рассказа.

       2. Вопросы  для анализа рассказа.

1) Для чего нужен эпиграф к рассказу? Откуда взяты эти слова?

2)С чего начинается рассказ?

3)Что произошло у Ионы Потапова? Чего ему теперь хочется, чего не хватает?

4)Что окружает Иону вопреки ожидаемому сочувствию и вниманию людей? Как относятся к Ионе люди?

5) Сколько сюжетных линий в рассказе?

6)Зачем нужен Ионе внешний мир?

    7)Какой художественный приём применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы?

    8) Какая настойчиво повторяющаяся деталь встретилась в этом рассказе?

В каком жанре постоянно встречается это число?

    9) Назовите ещё один оборот речи, сразу напомнивший народную песню.

   10)Как вы думаете, какое значение имеет эта художественная деталь?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 14.03.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz