Домашнее задание » 8 класс » Русский язык

Для 9 "А". Типы сложных предложений.

1. Прочитайте внимательно теоретический материал, перескажите основные мысли.

Роль простых и сложных предложений в тексте.

 Общеизвестно, что одна и та же мысль может быть выражена как при     помощи простых самостоятельных предложений, так и сложных. И всё же, в зависимости от того, суммой каких предложений выражена та или иная мысль,  совершенно меняется стилистический характер высказывания.       Так, если авторская мысль передаётся цепочкой простых предложений, то тем самым автор подчеркивает самостоятельный, независимый характер частей высказывания, отдельные, важные для него детали. Кроме того, такое высказывание становится более лаконичным, зачастую близким к разговорной речи. Образцы подобной авторской манеры повествования можно встретить в прозе А. С. Пушкина (ее  часто называют «голой»), А. П. Чехова.

Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру,  которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы.

Сложные союзные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности  для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между  частями высказывания. Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, обычно очень тонко увязываются между собой в сложное единое  целое и выступают как его органические элементы.

          Огромными синонимическими возможностями обладают сложносочинённые предложения с их разнообразными смысловыми и синтаксическими отно­шениями (соединительными, разделительными, противительными).

          Самые разнообразные оттенки в смысловых и синтаксических отношениях между  частями сложного предложения наиболее отчётливо проявляются в структуре сложноподчинённого предложения. В зависимости от целей, которые ставит перед собой пишущий, и от функционально-стилистической принадлежности  текста придаточные предложения могут выражать самые различные отношения  между частями сложного предложения (определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

 

2. Законспектируйте или распечатайте этот материал. Ошибки, допускаемые при построении сложных союзных предложений

К наиболее   частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относят следующие:

1)неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

 Неправильный вариант: Новые методы организации производства полу­чат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономиче­ской деятельности предприятия будут достаточно высокими.

 Правильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими;

2) использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.

 Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что её участники не смогут прийти к компромиссу.

 Правильный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что её участники не смогут прийти к компромиссу;

3) расположение однозначных союзов рядом.

Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но  однако его слова не возымели действия.

Правильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия;

4) неправильный порядок слов в предложении с придаточным определитель­ным.

Запомните! Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представи­тельницы делегации, которая специально пришла на встречу.

 Правильный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально при­шедшей на встречу представительницы делегации;

5)смешение прямой речи и косвенной.

Неправильный вариант: Ученик сказал, что я ещё не подготовился к от­вету.

Правильный вариант: Ученик сказал, что он ещё не подготовился к ответу;

    6) разнотипность частей сложного предложения.

Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следу­ющие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как органи­зовать вечер встречи выпускников школы.

Правильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вече­ра встречи выпускников школы

Задание № 3. Спишите, расставьте знаки препинания. Определите, что свя­зывает союз И — простые предложения в составе сложного или однородные чле­ны предложения.

1. Свет маяка проносился над цветами и они казались совершенно фанта­стическими по своей окраске (К. Г. Паустовский).

2. Люблю дымок спалённой нивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз (М. Ю. Лермонтов).

3. Уборка кончена и переодетые в чистые рубахи матросы собрались на палубе (К. М. Станюкович).

 4. С лугов веяло запахом скошенного сена и дышалось легко (М. Н. Волконский).

5. Мутное солнце неслось по верши­нам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (К. Г. Паустовский).

6. До города оставалось пятнадцать вёрст и капитан рассчитывал прийти туда завтра к трём часам (А. И. Куприн).

7. Так проходит три месяца и ничто не из­меняется в жизни (А. И. Куприн). 8. Собака моя сидела рядом со мной и навост­рив уши тоже внимательно прислушивалась к лесным звукам (В. К. Арсеньев).

9. Шёл мелкий частый дождик и серая мгла заволакивала берег (К. М. Станю­кович).

 10. Лошади жевали ленивее и одна за другой вздыхали тяжело и мяг­ко {А. И. Куприн).

11. Отвесный дождь упал в траву и снизу ласточка взвилась (А. А. Тарковский).

12. В карете оставаться было сыро и мы немедленно вошли в избу уже освещённую горящей лучиной (С. Т.Аксаков).

13. Переправа кареты кибитки и девяти лошадей продолжалась довольно долго и я успел набрать це­лую кучу чудесных по моему мнению камешков (С. Т.Аксаков).

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 26.10.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz