Домашнее задание » 8-9 класс - архив 16/18 » Русский язык

Для 9 "А". Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении (СПП).

В сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств связи:

подчинительных союзов,

союзных слов,

указательных слов.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.

Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:

местоимения-существительные (кто, что);

местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей);

местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем);

местоименное числительное (сколько).

Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!). Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Там, где растут розы, растут и шипы (пословица).

Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.

Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.

 

 

Союзы

Союзные слова

1. Не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, к ним можно поставить вопрос: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу(союзное слово что — подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3. На союз не может падать логическое ударение.

3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.

4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.

4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.

5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.

5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.

6. С союзом нельзя образовать самостоятельное вопросительное предложение: Знаешь, я читала, что бессмертны души (Что бессмертны души? — нет смысла).

 

6. С союзным словом можно образовать самостоятельное вопросительное предложение: Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною (Что сбудется в жизни со мною? — так можно спросить).

7. Союз не может употребляться с предлогом.

Союзное слово может употребляться с предлогом: Я знаю, у кого можно спросить адрес.

 

 

Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т.к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей — союзные слова и не могут быть союзами.

1. Таблицу перенесите в "Тетрадь для правил".

2. Выполните упражнение.

 Выпишите сначала сложноподчинённые предложения с сою­зами, а затем — с союзными словами.

Определите вид придаточного  (пользуйтесь таблицей в учебнике, стр. 79-80).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, скобками укажите части сложного предложения.

 1. Разговор принял такой неожида...ый оборот  что даже горячность Кузьмы  пропала (И. А. Бунин).

2. Гумно  что выходит в степь  всегда (не)уютно  скучно (И. А. Бунин).

3. Здесь всё было переплете..о  как в земле переплетаются гриб­ницы разных грибов (В. Б. Шкловский).

 4. Во время эвакуации наш теплоход подорвался на мине  и я сам видел  как Зоя обихаживала ране..ых (М. А. Дудин).

 5. Мы хорошо знали  когда Анна Николаевна была (не)довольна. (А. А. Ли­ханов).

 6. Когда мне было три года  семья переехала в Одессу (К). К. Олеша).

7. А Динка молчаливо и (не)подвижно сидит на крыльце  ждёт  когда настанет утро (В. А. Осеева).

8. Когда Элли проголодалась  она увидела у дороги большой дом (А М. Волков).

9. Не знал он  куда деть большие свои ручищи (В. И. Белов).

10. Только вечером я узнал  какие чувства всколыхнуло в папе моё письмо (В. Л. Машков).

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 29.11.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz