Домашнее задание » 8 класс » Русский язык

Для 9 "А". Сочинение на лингвистическую тему. 15.1

Сочинение на лингвистическую тему

Задание 15.1.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыва­ния Константина Александровича Федина «Точность слова являет­ся не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или примените цитирование.

Можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскройте тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. А. Федина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данно­му тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких- либо  комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  Сочинение  пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Для успешного выполнения задания 15.1 необходимо:

I) объяснить смысл приведённого высказывания;

 2) найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате, и определить их роль в тексте;

3) аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;

4) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

5)проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм — орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Типичная структура текста-рассуждения: мы доказываем тезис (высказывание автора) с помощью аргументов (примеры из текста и их роль) и утверждаем истинность тезиса в выводе. Итак,  сочине­ние 15.1 строится по следующей схеме.

1.Тезис. Рассуждение о смысле высказывания.

2.Первый пример языкового явления и его роль в тексте

3.Второй пример языкового явления и его роль в тексте

4.Вывод

Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Первый абзац — вступление — посвящён осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещённое в задании. Очень часто он  имеет большой объём — до 100 слов. И если вы полностью процитируете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно прокомментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрыть смысл высказывания.

Осторожно, ошибка!

Многие ученики просто цитируют высказывание в начале сочи­нения и затем переходят к анализу примеров. Однако от вас требу­ется не простое цитирование, а интерпретация, объяснение своего понимания приведённого высказывания. Отсутствие осмысления (комментария) цитаты ведёт к потере баллов при оценивании со­чинения .

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. От вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложе­ний. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в  тексте.

Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёр­ный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конеч­но же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется имен­но в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в  сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блока­ды», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демон­стрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста вв целом.

Осторожно, ошибка!

Часто ученики ограничиваются в своём сочинении указанием на обобщённую роль языковых явлений, о которых идёт речь в высказывании, не подкрепляя свои слова примерами из текста.

Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет  собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности  данного высказывания.

 Облегчает  написание сочинения типовые конструкции.

 Следует  разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы — это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В результате частого употребления этих выражений их значение стёрто: "проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью»...

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых повторяющихся ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют своё значение, используются как важные элементы речи.

 

Типовые конструкции для вступления.

 

 

 - Автор пишет о...

 - В высказывании ... говорится о...

 -  Как отмечает...

 -  Бесспорно мнение автора о том, что ...

 -  Я полностью согласен с...

 -  Не могу не согласиться с...

 -  Я поддерживаю мнение...

 -  Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

 -  Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

 

Типовые конструкции для основной части (аргументации).

 - Чтобы подтвердить сказан­ное, обратимся к предложе­нию № ...

-  Проиллюстрировать назван­ное языковое явление можно на примере предложения...

-  Пример можно найти в пред­ложении №...

-  Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматиче­ское) явление, как...

 - Справедливость этого выво­да можно доказать на приме­ре предложения..., в котором автор использует...

 -  Рассмотрим в качестве при­мера предложение №... Это подтверждает наш вывод о том, что..

Типовые конструкции для  заключения.

- Таким образом ..., итак..., в заключение ..., как видим ...

-  Итак, можно увидеть, что...

 -  Нам удалось доказать, что ...

-  В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

-  Эти примеры  из текста стали убедительным доказа­тельством того, что...

Осторожно, ошибка!

Многие ученики наивно полагают, что с помощью ограничен­ного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от тек­ста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Не забывайте и о синонимах, которые помогут вам избежать неоправданных повторов в своём сочинении.

Синонимы, которые помогут избежать неоправданных повторов

 

Например, автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает, полагает.

 Кроме существительного высказывание можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

 

Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

 

 

Однако использование типовых конструкций требует от автора сочи­нения определённых умений. Обратите внимание на следующие реко­мендации.

  1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые на­иболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые ре­чевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывайте о требованиях грамматики и культуры речи).

Осторожно, ошибка!

Сочинение не должно представ­лять собой полностью переписанный или пересказанный текст. Такая работа оце­нивается нулём баллов.

  1. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять отно­сительно законченное це­лое.

]

Можно предложить следую­щий алгоритм работы над сочи­нением: от чтения цитаты до на­писания текста

1.Внимательно прочитайте цитату.

 О чём в ней говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений

4. Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание высказывания-цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

Шаг первый.  Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира  Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

 «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения  и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,  которыми он обладает, другим людям».

В цитате мы выделили ключевые слова.

«Слово дано человеку не для са­моудовлетворения, а для воплощения  и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,  которыми он обладает, другим людям».

Важно понять, что под словом Короленко имеет в виду не толь­ко собственно слово, но и речь, ко­торая даёт человеку возможность выразить и передать окружающим свои самые сокровенные мысли и чувства. Таким образом, сочинение может быть построено на анализе тех найденных вами языковых средств (как лексических, так и грамматических), которые играют смысловую роль в тексте.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! – украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершённая восьмилетней девчонкой, но всё же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя зa калитку, – наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Чёткий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал ввepx оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Моё отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обречённости. (18)Так было нужно – заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решёткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения.(22)Патроны с губной помадой – красные, блестящие жёлтые, белые – лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запылён- ные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность – нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, – а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и стала осматривать всё это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще, знала ли я тогда, что взять чужую вещь – это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32)Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный – белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся чёрном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)– В последнее время, – мягко и лениво, как всегда, проговорила она, – у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто её крадёт?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука враньё! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на враньё, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)– Это ужасно... ужасно... – повторила она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряжённо вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49)– Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)– Нет! – удивившись, ответила я. – (52)Почему больна?

(53)– Есть такая болезнь – клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь? (56)Это очень серьёзная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, имениями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)– Что так долго? – спросила мама, открыв дверь. – (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» – подумала я, почему-то очень жалея её. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то очень смущённо, вяло, на выдохе сказала:

(72)– Мам, я воровка...

(73)– Чего-чего? – спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74)«Бедная мамочка!» – опять подумала я и повторила:

(75)– Я украла губную помаду. (76)Вот, – и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)– Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? – недоумённо спросила мама.

(79)– Не знаю…– сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)– Ну да, – растерянно сказала мама, – понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку…

(83)…Главным во всей этой истории было то, что потом, много лет подряд, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже… такая…» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснётся таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «К Элизе».

                                                                             (По Д. Рубиной)

Поскольку цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, можно проанализировать любые из них.

Например, в тексте Дины Рубиной можно найти много языковых средств, передающих мыс­ли и чувства героини: контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложе­нии 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопроситель­ные предложения (№ 26-28, 31).

 

III. Шаг третий. Пишем сочинение.

Вступление

          «Зачем человеку даны слово, речь?» — над этим вопросом размыш­ляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи — передавать окружающим мысли и чувства.

Основная часть

          Мне кажется, прекрасным под­тверждением мысли писателя мо­жет служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекст­ных синонимов «взять», «забрать», «украсть», образующих градацию, автор передаёт размышления ге­роини о своём поступке в детстве.

Восклицательные предложения №11, 44, 51, 74 позволяют пере­дать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый проступок.

Заключение

Итак, примеры из текста доказывают правоту В. Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет пере­дать другому сложные мысли и чувства.

 

 

Осторожно, ошибка!

Приводя примеры, не переносите нумерацию со скобками в текст своего сочинения.

Например: предложение в тексте оформлено так: (11) Смешно сказать!

А в сочинении ссылка на это предложение может выглядеть так: «Предложение 11 является восклицательным».

 

Как приводить примеры из текста

 Можно использовать различные способы отсылки к тексту:

 1) указывать номера предложений:               С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;

2) приводить ключевые слова: Эпитеты «нежный», «звон­кий», «чистый» характеризуют неповторимый голос ге­роини;

3) использовать цитирование: С помощью антонимов автор подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и дети, и взрос­лые».

 

Домашнее задание

 

 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

1. Шаг первый. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

                                           

2. Шаг второй. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

 

3. Шаг третий. Пишем сочинение.

Вступление. (тезис - высказывание, помещенное в задании; его осмысление)

 Основная часть (два аргумента из текста)     

Заключение (вывод, перекликается с тезисом)

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 10.11.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz