Домашнее задание » 8 класс » Литература

Отзыв о литературном произведении.

Отзыв о литературном произведении как осо­бый вид сочинения.

- Внимательно прочитайте весь материал, если есть возможность, распечатайте "Памятку к написанию отзыва".

 

Подготовьтесь к написанию отзыва о рассказах А. П. Чехова "О любви", И. А. Бунина "Кавказ", А. И. Куприна "Куст сирени".

 

 Прочитайте теоретические сведения об отзыве. Выделите главные мысли в них.

          Отзыв — это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать  отзыв о книге — значит высказать и обосновать своё мнение о ней; поделиться впечатлениями о прочитанном.

          Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу).

          Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда и как её читал, как складывалось впечатление о ней и т. п. В этом случае в отзыв включается повествование.

          Иногда отзыв содержит описание внешнего вида книги, её иллюстраций.

          В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

          Формы отзыва могут быть разные: письмо к другу, письмо автору книги, письмо в издательство, статья для стенгазеты, для журнала, для стенда, стра­ничка личного дневника и т. п.

 

2. Практикум по теме урока

          Прочитайте отзыв об особенностях языка повести А. Н. Толстого «Детство Никиты».

           «Детство Никиты» принадлежит к удивительным книгам: прочтёшь и хо­чется пересказать её всю — от слова до слова. Радует каждая фраза. Как праз­днично описаны морозные узоры на окнах! Какими тёплыми кажутся солнеч­ные квадраты по полу горницы! Так и видишь на снегу «синие следы зайцев» и «стеклянные следы полозьев», которые бегут от дома через весь двор. Никита подходит к окну, смотрит в заваленный снегом сад. На ветке сирени сидит «чёр­ная головастая ворона, похожая на чёрта». Никита постучал пальцем в окно. «Ворона шарахнулась боком и полетела, сбивая крыльями снег с ветвей». Ка­жется, что она каркнула, хотя про это не сказано.

          Читая книгу, чувствуешь, что каждое слово, которое ставит Толстой,— са­мое точное, единственно верное слово. Морозным утром «хрустят ступени» под шагами Никиты. Обычно говорят «хрустит снег». У Толстого — ступени. Про воздух, который колет щёки иголочками, писатель сказал: «Воздух морозный и тонкий». Тонкий воздух! Кажется, что Толстой наделяет нас ещё неведомой ос­тротой чувств — учит постигать прелесть весеннего вечера, когда на зелёном небе затеплилась первая, «чистая, как льдинка», звезда, учит вглядываться в мига­ние молний над тёмным июльским садом, слышать жар летней степи, горячей от спелых хлебов, вековечный свист ветра в ушах, когда скачешь на лошади.

                                                                                              (И. Л. Андроников)

Памятка к написанию отзыва

          Перед написанием отзыва о художественном произведении воспользуйтесь советами, помещёнными в памятке. Выделите в пунктах памятки сначала те советы, которыми вы пользуетесь при написании обычного сочинения, а затем — те, которые относятся только к отзыву.

 

1.В работе над отзывом вам помогут такие вопросы:

1) Kтo автор произведения? Что вам известно о нём (только в отношении к произведению, о котором идёт речь)?

2) Какова тема и основная мысль произведения?

3) Где и когда происходят изображённые в нём события?

4) Какие места в произведении произвели на вас наиболее сильное впечат­ление?

5) Кто из героев особенно понравился? Почему?

6) Каков язык произведения (что запомнилось, показалось необычным, све­жим)?

7) Каковы изобразительно-выразительные средства, использованные в про­изведении? Какое значение они имеют для раскрытия авторского замыс­ла и какое впечатление произвели на вас?

8) Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило заду­маться?

9) Помогли ли вам лучше понять произведение иллюстрации (если они были в учебнике или рассматривались на уроке)?

10)  Кому бы вы посоветовали прочитать произведение?

 

2. Выберите форму вашего отзыва (письмо другу, письмо автору книги, письмо в издательство, статья для стенгазеты, для стенда, в журнал и т. п.).

3. В зависимости от того, о каком произведении, кому и что вы будете писать, определите стиль вашего сочинения (публицистический, художественный).

4. Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.

5. Чтобы избежать  неуместного, не­оправданного повторения слов, воспользуйтесь " материалом  для справок".

 

Материал для справок

1) «Понравиться, глубоко взволновать, произвести большое (неизгладимое) впечатление, запомниться, привлечь внимание, запечатлеться в памяти, за­пасть в сердце и память;

2) интересный — увлекательный, занимательный, любопытный;

3)  описывать — обрисовывать, рисовать, очерчивать; изображать, показывать, рассказывать о..., знакомить с..., вводить в... .

 

Образец отзыва в форме письма другу

          Добрый день, Серёжа! Рад ответить на твоё письмо. Ты спрашивал, что ин­тересного в последнее время я прочитал. Знаешь, не ожидал, что таким интересным станет рассказ А. П. Чехова «Шуточка». В нём для меня Чехов открылся совершенно новой стороны — как очень тонкий, лирический писатель.

          События этого рассказа разворачиваются в ясный зимний полдень на вершине высокой горы. Герои рассказа — молодая девушка Надежда Петровна и её друг, молодой человек, который сам и ведёт повествование. Повествователь просит Надежду Петровну съехать с довольно высокой, покрытой льдом горы на санках. Девушка очень боится, но всё же уступает. Когда санки летят вниз, молодой человек говорит вполголоса: «Я люблю вас, Надя!». Внизу Надя встаёт вся белая, еле живая от испуга и говорит, что никто не заставит её съехать с горы второй раз. Однако ей не дают покоя слова о любви, которые она слышала, спускаясь с горы. Молодой человек ничего не говорит, но уговаривает её спуститься еще раз. Так происходит несколько раз, девушке нравится слышать слова о любви к ней, а молодому человеку нравится играть с ней в придуманную им игру.  Эти катания продолжаются до самой весны, пока повествователь не собирается «ехать в Петербург. В один из весенних вечеров он видит тоскующую Наденьку на крыльце её дома и, поймав порыв ветра, опять произнёс заветные слова: "Я люблю вас, Надя!». Увидев счастье в глазах девушки, он спокойно ушёл домой, а вскоре и уехал. Повествователь сам не знает, зачем он так шутил. Над­ежда Петровна вышла замуж, родила троих детей. Но была ли она счастлива? Молодой человек уверен, что счастливой она была только в те зимние дни, когда слышала признание в любви и не знала, кто признаётся: молодой человек или ветер.

          Что же это было на самом деле? Что за «шуточка», если любви-то не было? Мне кажется, что Александр Васильевич был немного «дерзким», во-первых, с этими словами, на мой взгляд, нельзя шутить, а, во-вторых, он столько раз испытывал бедную испуганную девушку, которая так боялась лететь с горы на гонках. Но в то же время таким образом он помогает Наде мужественно спу­ститься с горы, справиться со своим страхом и испытать счастье, пусть и необъяснимое. У девушки, на мой взгляд, была сила воли. А вот спросить прямо, что сказал молодой человек, она не могла решиться, это было не принято.

          Да и впоследствии, хотя это и была шутка, эти слова помогали жить Надежде Петровне, потому что она вспоминала о счастливых мгновениях своей жизни.

          Есть о чём подумать, когда читаешь этот рассказ Чехова. Очень неожидан­но, что писатель, создававший смешные, юмористические рассказы, писал ещё и такие интересные, заставляющие задуматься о счастье, о любви рассказы. Со­ветую тебе, Серёжа, прочитать его.

          До свидания. Твой друг Ваня.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 04.03.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz