Домашнее задание » 8-9 класс - архив 16/18 » Литература

Н.В.Гоголь. Комедия "Ревизор".

Задание к 1 уроку

1. Подготовьте биографию Н.В.Гоголя.

2.Перескажите статью учебника стр.259-264)

3. Прочитайте комедию Н.В.Гоголя "Ревизор" и ответьте на вопросы.

Гоголь писал: «В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу нее дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь»).

Анализ 1-го действия.

1.К какому роду литературы относится комедия?

2.Чем отличается драма как род литературы?

3.Почему А.С.Пушкин называл себя крестным отцом комедии "Ревизор"?

4.Как прошли премьеры комедии в Петербурге и в Москве?

 5. Прочитайте внимательно материал и подготовьте пересказ.

 К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем этому совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу — это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. 

     Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драма­тургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, скажем, истинного ревизора, служащего "делу, а не лицам", исповедующего истинные представления о назначении человека и способного разоблачить чи­новников уездного города. 

     В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного об­манщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Алогизм их мышления и все возрастающий страх, затме­вающий разум, заставляют принять "сосульку, тряпку", "вертопраха" за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в ни­куда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство за­ставляет говорить о "миражной интриге", которой оборачивается си­туация заблуждения в "Ревизоре".

6. Внимательно прочитайте "афишу" . О чем  может рассказать "афиша"?

7. Внимательно прочитайте "Замечания для господ актеров". Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фра­зой: «простодушный до наивности человек».

8. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Задание ко 2 уроку

9. Прочитайте первую реплику городничего. Какую роль она играет в комедии? Каково звучание этой фразы? Подчеркните согласные звуки. 

10. Прочитайте явления  1-5. Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова? Какова роль этого персонажа?

11. Как характеризуют чиновников советы городничего? Какова самохарактеристика чиновников?

Работа с таблицей. Составьте таблицу (по образцу), в которой будут отражены основные герои комедии, в которой представлено состояние дел в каждой области уездного города: в суде, в богоугодных заведениях.

Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

городничий;   общее управление городом, полицейское обеспечение порядка, благоустройство города; 

берет взятки, государственные деньги расхищает и т.д.; 

   "Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало"  ; черты лица грубы и жестки...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре?

13.Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал? Обратите внимание на авторские ремарки.

 

Задание к 3 уроку

14.Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ре­визора?

15. С какой целью городничий решает  отправиться  в гостиницу?

16. Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе", которого  «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над  мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернатором обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

17.С какими намерениями собрались чиновники в доме город ничего на следующий день?

18.Какие детали указывают на то, что взятки - обычное дело  для чиновников? 

Тема "Хлестаков и хлестаковщина"

1.Перечитайте 1-е и 2-е явление II действия. От кого читатель и зритель узнает правду о Хлестакове? Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?

2. Найдите в 6-м явлении реплику Хлестакова, которая дает возможность принять его за ревизора.

3.  Прочитайте ремарки конца 7-го и начала 8-го явления. Какова их роль?

4. Прочитайте 8-е явление. Как ведут себя оба действующих лица? 

Анализ III действия

Прочитайте 5, 6  явления.

5. Каково значение этих явлений? В чем заключается комизм сцены?

6. Приведите примеры ремарок, передающих переживания чи­новников.

7. Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?

Задание к 4 уроку

8. Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?

9. Как сопоставима с ролью ревизора роль литератора, написав­шего в один вечер «Женитьбу Фигаро», «Роберта-Дьявола», «Юрия Милославского»? Роль главнокомандующего, руково­дителя департамента, которого «сам государственный совет боится»?

10.Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету? 

11. Как Хлестаков выдает свое истинное положение в общест­ве?(подтвердите цитатами) Почему не замечают этого чиновники?

12. Покажите этапы  восхождения  от  мелкого чиновника до фельдмаршала.

 (      13.Какую оценку дают чиновники  Хлестакову? Над  чем смеется Гоголь?

(          ( 7 явление 3-го действие)

14.Как вы думаете, кто является главным героем в комедии? Докажите

 

15.  Объясните смысл фамилии Хлестакова. Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Обратитесь 6-му явлению III действия: «Я везде, везде».

Задание к 5 уроку

Анализ 5 действия.

16.Каковы жизненные цели городничего?

Прочитайте 7 явление 5-го действия.

17.Как можно озаглавить сцену приема гостей городничим?

18.Искренно ли звучат поздравления гостей в адрес городничего? Что об этом говорит?

19.Как относятся к гостям хозяева?

20.Как меняется настроение героев во время чтения письма Хлестакова?

21.Почему городничий с такой злобой обрушивается на "писак"?

22.Какими словами можно определить состояние чиновников в последней сцене?

23.Обратите внимание, что среди действующих лиц комедии такого героя нет. Как вы объясните это?

24.Гоголь придавал немой сцене большое значение. Описание ее он сам включил в текст комедии. Есть обращение в "Замечаниях для господ актеров".

Почему Гоголь уделял этой сцене большое внимание?

25.Как вы думаете, что будет дальше, после приезда настоящего ревизора?

26. Объясните смысл эпиграфа "На зеркало неча пенять, коли рожа крива"

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 12.12.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz