Домашнее задание » 8 класс » Литература

И.С.Тургенев. Повесть "Ася".Подготовка к сочинению.

И.С. Тургенев "Ася".

Прочитайте главы 1-5 ответьте на вопросы.

 1. От имени кого ведётся повествование?

2. Что мы узнаем о герое-рассказчике? (сколько лет было повествователю в то время, о котором он рассказывает, что  это был за человек?)

3. Каковы причины отъезда Н. Н. за границу?

4. Найдите описание природы немецкого городка 3., воспринятой повествователем и характеризующей самого Н. Н.

5. Докажите, что даже чувства герой вынужден себе придумывать?

6. Почему Н. Н. не любил знакомиться с русскими за границей?

7. Каково отношение Н.Н. к Гагину и его сестре Асе?

8. Прочитайте портретную характеристику, которую Н.Н. дает Гагину? Докажите, что это психологический портрет.описание Рейна.

9. Найдите описание Аси: внешность, поведение.

10. Какое впечатление и почему произвело на Н.Н. лицо Аси?

11. Объясните художественную  деталь — лунный столб, который лодка Н. Н. разбила.

12. Каково душевное состояние Н. Н. при прощании и после него.

 

- Заинтересовала ли вас повесть «Ася»?

- Как вы думаете, какие события произойдут дальше?

- Возможен ли счастливый финал повести? Почему?

 

     I.         Анализ XVI главы «Сцена свидания Аси и Н.Н. в доме фрау Луизе».

В рабочей тетради  напишите небольшой "рассказ" о 16 главе, опираясь на общий план анализа эпизода и на конкретные вопросы по данной главе.

Анализ эпизода

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

1.    Определить границы эпизода, дать ему название.

2.    Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

3.    Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

o   кто они?

o   каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4.    Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

5.    Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

o   автора;

o   персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

6.    Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

7.    Охарактеризовать героев - участников эпизода:

o   их отношение к событию;

o   к вопросу (проблеме);

o   друг к другу;

o   кратко проанализировать речь участников диалога;

o   сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

o   выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

o   определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8.    Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

9.    Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Роль 16 главы в повести "Ася"

1) Какие события описаны в главе?
2) В каком состоянии шел Н.Н на свидание с Асей?
3) Что нового мы узнали о характеристиках героев?
4) Найдите примеры, как жесты, мимика, интонация героев помогало читателю понять душевное состояние героев?
5) Выделите лексические ряды, помогающие понять душевное состояние Н.Н и Аси.
6) В чем герой хочет оправдать себя?
7) В чем герой обвиняет Асю?
8) Как Ася ведет себя во время отповеди?
9) Какое место занимает эта глава в развитии сюжета?
10) Как проявляется авторское отношение к героям?

 Подготовка к сочинению по повести И.С.Тургенева "Ася" (Л.Н.Толстого "После бала")

1. Одна из тем сочинения  будет посвящена сравнению главных героев двух произведений: рассказ Л . Н. Толстого "После бала" и  повесть И. С. Тургенева "Ася"» .

Следует учесть, что это должна быть сопоставительная (сравнительная) характеристика героев. Используйте следующие обороты, передающие авторские отношения к героям:

«Благодаря композиционному приёму — рассказ от имени главного героя — авторам удаётся...»,

«Тот факт, что оба героя воссоздают события, происходившие  с ними в молодости, позволяет утверждать...»,

 «Оба героя чутко воспринима­ют..., их сердца одинаково..., их души...»,

«Но если Иван Васильевич остался одиноким, потому что..., то господин Н. Н...»,

 «В образе Ивана Васильевича от­разилось представление Толстого о..., а в образе господина Н. Н.— представле­ние Тургенева о...»,

«Оба героя проходят определённые жизненные испытания. Но для Ивана Васильевича это — ..., а для господина Н. Н. это — ..., что подчёр­кивает разное отношение писателей к назначению человека в обществе...»,

 «Од­нако оба героя — это русские дворяне-современники, в их образах отразилось положение таких, как они, людей...».

2. Работая над темой другого сочинения,  по повести И. С. Тургенева "Ася",  вы должны определить, кого из героев своей повести И. С. Тургенев про­водит через испытание любовью. Это, конечно, главные герои — господин Н. Н. и Ася. И если Ася с честью выдерживает его, выходит из него повзрослевшей, самостоятельной, не уронившей своего достоинства, то Н. Н. такого испытания не выдерживает. Он демонстрирует слабость духа, нерешительность, неспособ­ность взять на себя ответственность за свою любовь и чувства Аси, принять судь­боносное решение. Наказание за это — его одиночество «бессемейного бобыля». «Проверка любовью», пусть косвенно, но касается и Гагина, который не только понимает сомнения и отказ жениться на Асе господина Н. Н., но и вполне со­чувствует ему. Да и то, что Гагин так же одинок, как и Н. Н., так же празден, как он, и не приносит пользы обществу, говорит о типичности образов.

 Работа с литературно-критическим материалом

Прочитайте отрывки статьи  «Русский человек на rendez vous»  русского писателя и критика, революционера-демокра­та Н. Г. Чернышевского о повести «Ася». Определите основные положения фрагмента статьи. Выскажите свои за­мечания по поводу выводов критика. Предположите, как отнёсся к такой трактовке образа господина Н. Н. сам И. С. Тургенев. Скажите, каким об­разом вы сможете использовать этот критический материал для своего сочинения.

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ О ПОВЕСТИ «АСЯ» ФРАГМЕНТ СТАТЬИ «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ VOUS[*]»

          Все лица повести — люди из лучших между нами, очень образованные, чрез­вычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей...

...Вот человек (господин Н.), сердце которого открыто всем высоким чув­ствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя всё, за что наш век называют веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувст­вует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки... Мы видим Ромео, мы видим Джу­льетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда на­веки решится их судьба,— для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?», и Джульетта прошепчет: «Да...». И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой?.. он ей делает выговоры за то, что она его компрометирует! Что это за нелепая жестокость? что это за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор!

          Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношений нашего Ромео к Джульетте...

          Вы вините человека, – всмотритесь прежде, он ли в том виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства и привычки общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его. Из того, что жестокая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой... мы видим, что он попал не в вину, а в беду... Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь... он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем... Чем он хуже других? Чем он хуже нас вcex?

Rendez vous (франц.)— «свидание».

3. Как вы понимаете цитату И.С.Тургенева: "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновение". 
 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 27.01.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz