Домашнее задание » 8 класс » Литература

Для 9 "А". М.Ю.Лермонтов. Лирика

Лирика М.Ю.Лермонтова.

Выучить наизусть два стихотворения:"Смерть поэта", "Родина".

Вопросы и задания к 1-ому уроку.

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Прочитайте стихотворения:

«Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...», «И скучно и грустно».

Выполните анализ стихотворений по группам( по рядам)

 «Парус»: художественное пространство стихо­творения.- Группа 1 (ряд около окна).

1.Какие два мира рисует поэт в стихотворений?

2. Каково поэтическое пространство каждой строфы? Какими способами передается смятенное состояние души?

3. Какое ключевое слово сближает парус и лирического героя стихотворения?

4. Как меняется картина во второй строфе?

5. Охарактеризуйте картину окружающего мира в третьей строфе. Докажите, что эта картина контрастна состоянию лирического «я».

6. Можно ли считать образ паруса символом лириче­ского «я»?

Индивидуальные задания*

1. Проследить изменения в поэтическом пространстве от строфы к строфе. Как это помогает пониманию смысла стихотворения?

 «Когда волнуется желтеющая нива...» условность образа времени. -Группа 2 (средний ряд).

1.Какое время года изображено в стихотворении? В чем условность описаний природы?

2. Важны ли для поэта сезонные изменения в природе?

3. В чем для поэта источник счастья?

4. Проанализируйте особенности синтаксических конст­рукций стихотворения.

 «И скучно и грустно»: элегия или сатира? - Группа 3 (ряд около двери).


И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и все там ничтожно.

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка!

1.Какие главные чувства человеческой души названы в стихотворении?

2. Что роднит стихотворение Лермонтова с элегией?

3.Чем сильнее недоволен поэт: обществом или собой? Докажите, что в стихотворении явно выражено ирониче­ское отношение к действительности.

4. Найдите в стихотворении черты романтизма. Почему романтическое стремление к гармонии мира лирическое "я"все время опровергает?

Творческое задание

1.Проанализируйте синтаксический строй стихотворе­ния.

2. Как анализ синтаксических конструкций помогает понять смысл стихотворения?

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворений "Нет, я не Байрон, я другой..." «Молитва» ("Не обвиняй меня, Всесиль­ный...") выполняет весь класс.

Центральное место в лирике Лермонтова занимает тема поэта и поэзии, которая вслед за Пушкиным решается как тема судьбы поэта, тема поэта и толпы.

Выполните самостоятельный анализ или перескажите приведенный ниже, приводя цитаты из текста

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

1832

Познакомившись в 1830 году с биографией Дж. Г. Байрона, погибшего в 1824 году в войне за свободу Греции, М. Ю. Лермонтов заявляет о своем сходстве с ним, мечтами о такой же судьбе. Байрон был для Лермонтова не только поэтом-борцом, но и поэтом-мыслителем. Лирический герой стихотворения Лермонтова, как и Байрон, — «избранник» и «гонимый миром странник». Но вместе с тем он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» и уве­рен, что «кончит ране», то есть предсказывает свою корот­кую жизнь.

Поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. Поэтому, предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «не­много совершит», лирический герой стихотворения подчер­кивает, что немного совершит именно ум, а не чувства. В его душе лежит груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Точку опоры можно отыскать толь­ко в размышлениях, думах, о которых толпа никогда не узнает, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог — «никто»! Созвучным человеческому существованию автор считает образ мирового океана. Он сродни человече­ской душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.

Стихотворение «Молитва» ("Не обвиняй меня, Всесиль­ный...")

У поэта есть несколько стихотворений с названием «Молитва». «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») — хронологически первое стихотворение с таким названием.

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор.
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

1829

 

Вопросы и задания ко 2-ому уроку.

Прочитайте стихотворения, выполните их анализ (тексты стихотворений и критические статьи читайте в учебнике)

Анализ стихотворения «Смерть поэта» -  1 группа.

Текст стихотворения «Смерть поэта» без последних 16 строк мгновенно разошелся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихо­творения принимал друг Лермонтова Святослав Раевский. Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилась у шефа жандармов Бен­кендорфа с припиской: «Воззвание к революции». Эпиграф к стихотворению был взят из трагедии французского дра­матурга Жана де Ротру (1609—1650) «Венцеслав», переве­денной на русский язык А. А. Жандром, другом А. С. Гри­боедова. 21 февраля 1837 года Лермонтов и Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, который уча­ствовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Стихотворение бы­ло напечатано в «Полярной звезде» А. И. Герцена и Огаре­ва в Лондоне. В России оно было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.

Вопросы и задания к стихотворению "Смерть поэта".

1. Как вы понимаете название стихотворения? Что из­менилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?

2.Как меняется настроение по ходу текста?

3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С какими интонациями следует читать каж­дую часть?

4. Какие слова и выражения рисуют облик поэта? Како­вы характерные черты его личности?

5. Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу?

6.Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?

7. Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы ключевые образы каждой смысловой части?

8. Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

9. Проследите за ритмом текста и длиной стиха. Какой смысл в том, что на протяжении текста длина строки колеб­лется между четырехстопным и шестистопным ямбом?

Анализ стихотворения «Поэт» -  2 группа.

Стихотворение имеет многочисленные редакции; очень сложно шел у Лермонтова процесс его совершенствования, изменялся смысл текста от редакции к редакции.

Например, из­менения, появившиеся в процессе работы Лермонтова над одной строфой стихотворения.

Первый вариант:

Наезднику в горах служил он много лет

Орудьем гибельного мщенья,

И слышал он один его полночный бред

И сердца гордого биенье.

Второй вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,

Как брату старшему и другу,

Не по одной груди провел кровавый след

И не одну порвал кольчугу.

Окончательный вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

Индивидуальное задание*

-Как изменился смысл этой строфы в окончательном варианте?

Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»

1.Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу стихотво­рения?

2.Какие чувства вызывает у читателя история кинжа­ла? Чем отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чем драматизм этой истории?

3.Почему в стихотворении, которое называется «По­эт», более половины текста посвящено истории кинжала?

4.Какая поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия? Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека? Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный «наряд» для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и истории кинжала в целом?

5.Каким высоким предназначеньем наделена поэзия в 8—9-й строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?

6.Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?

 

Анализ стихотворения «Пророк» -  3 группа.

Вспомните одноименное стихотворение Пушкина и библей­ский смысл этого понятия.

Вопросы и задания .

1. Почему поэт-пророк отвергнут толпой?

2.Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?

3.Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Почему сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?

4.В чем истинное предназначение поэта? Почему со­циальный мир враждебен ему?

5.Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворе­ния. Сделайте вывод об особенностях его поэтического

языка.

Индивидуальные задания

1.Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?

2.Как соотнесены образы стихотворения с библейски­ми сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангель­ским текстам?

3.Составить к стихотворению словарик старославя­низмов. Какой характер они придают тексту?

 

Вопросы и задания к  3-ему уроку.

 

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

Тема России и ее общественного устройства является сквозной в лирике Лермонтова. Основной пафос стихов Лермонтова о своем поко­лении — критика общества, ирония и упрек современни­кам в пассивности. Лермонтов размышляет о причи­нах появления поколения без будущего («Дума», 1838), видя положительный идеал только в созерцании картин природы, являющейся залогом примирения человека с действитель­ностью и источником творчества («Родина», 1840).

Стихотворение «Дума».

Сопоставьте несколько тракто­вок жанра стихотворения:

«Если под сатирою должно разуметь... громы негодова­ния, грозу духа, оскорбленного позором общества, то "Ду­ма" Лермонтова есть сатира...» (В. Г. Белинский).

«Что это здесь за ужасная эпитафия всему молодому поколению?» (С. П. Шевырев).

«„Дума" — своеобразная социальная элегия... непохо­жая на элегии сентиментально-романтической литерату­ры...» (У. Р. Фохт).

Вопросы и задания к стихотворению «Дума»

  1. Какие разноречивые чувства вызывает это стихотво­рение? Как бы вы определили жанр стихотворения: сатира, эпитафия, эле­гия? Докажите свою позицию.
  2. В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а да­лее «мы»?
  3. На какие логические части автор делит стихотворе­ние? Проанализируйте видо-временные особенности гла­голов. Какой смысл при этом выявляется?
  4. Почему в финале поколение названо «толпой»?
  5. Как соотнесены ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
  6. Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «про­лога»? В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

Индивидуальное задание

Сопоставить ритм «Думы» со стихотворением Пушкина «Памятник». Какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? Почему ритм стихотворе­ния замедленный? Какими средствами это достигается?

Вопросы и задания к 4 уроку

Тема России и ее своеобразие. 

Вопросы и задания к стихотворению «Родина»

1.На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление?

Вопросы для анализа первой части

2.Почему поэт называет свою любовь к Отчизне стран­ной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия и первом стихе?

3.Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?

4.Какое настроение подчеркивается длинными стиха­ми первой части?

5.Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления?

Вопросы для анализа второй части

6.Меняется ли настроение и длина стиха во второй части? На что это указывает?

7.Какой образ Родины создают изображенные авто­ром картины? Что подчеркивает в тексте анафора?

8.Какие изменения происходят в поэтическом про­странстве второй части? Почему, когда речь идет о путе­шествии в телеге, стих становится опять длинным, шести­стопным?

Вопросы для анализа третьей части

9.Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?

10.Как меняется поэтическое пространство в третьей

части?

11.Почему картина деревенского праздника воспринима­ется читателем на слух и зрительно? Каким чувством проник­нуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?

12.Какой мир является для поэта идеальным? Аргумен­тируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с обра­зом Родины?

Выполните самостоятельно анализ  стихотворения «Нищий»

1. Определите тему стихотворения.

2.Какова основная мысль ?

3.Какие художественные средства помогают автору донести до читателя свою идею.

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 16.12.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz