Домашнее задание » 8 класс » Литература

Для 9 "А" класса. Н.В.Гоголь. Повесть "Шинель".

1. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

2. Прочитайте повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

3. Выполните задания.

«Снова хожу каждый день в должность (...). Жалованья по­лучаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журна­листов (...). Одного только нужно опасаться здесь бедняку — заболеть (...), издержки на лекарства и лекарей для него совер­шенно невозможны, и ему остается одно средство — умереть.»    (Н.В.Гоголь — матери, 2 февраля 1830 г)

«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на по­купку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (асс). В пер­вый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Фин­скому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни... Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чуд­ной повести его "Шинель"».

П.В.Анненков. Литературные воспоминания

Разберемся в повести «Шинель»

1. Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? В чем видит ее причины?

2. Благодаря какому художественному приему невнятный роб­кий голос героя становится слышен и понятен читателю, дохо­дит до его сердца?

3.  Н.В.Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Ака­кия Акакиевича, его ограниченности, скудости интересов, неспо­собности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель как бы отстраняет все эти отрицательные качества, приглушает их, не делает на них акцента, а крупным планом дает другое: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? Какую роль в утверждении идеи повести иг­рает краткий рассказ о молодом человеке, вначале шутившем над Акакием Акакиевичем, а потом увидевшем все в «другом виде»?

4. Чем и стала шинель в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследите за изменением портрета, поведения, речи, настро­ения героя в то время, когда он впервые надел шинель.

5.  Какую роль в повести играет «значительное лицо»? Поче­му у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит? Как соот­нести эту особенность изображения (умолчание о самом глав­ном) с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изо­браженного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: «Одно значительное лицо недавно сделался значитель­ным лицом, а до того был незначительным лицом»?

6.  Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину. Он рассуждает:«А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать бы так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот гене­рал, узнавши подробнее об его добродетелях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший ок­лад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло было бы наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канцеляри­сты товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...»

Почему Н.В.Гоголь поступил иначе?

7.  Почему в бреду, «сквернохульничая», Бамшачкин посто­янно обращается к «значительному лицу» («ваше превосходи­тельство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?

8.  Гоголь иронизирует и над Башмачкиным,  и над генера­лом. Чем, по-вашему, отличается смех писателя над несчаст­ным чиновником от смеха над «значительным лицом»?

9.  Гоголь пишет: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич объ­яснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого зна­чения».

Перечитайте с этой точки зрения две сцены, единственные оформленные как диалог, — разговор Башмачкина с Петрови­чем и разговор с генералом во время аудиенции.

Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин? Ка­кова при этом роль его косноязычия?

10.  Известный литературовед Б.Эйхенбаум утверждал, что в «Шинели» «чистый комический сказ соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой». Если вы со­гласны с этим утверждением, приведите примеры двух речевых слоев в повести.

11.  Какова роль фантастики в повести?

12.  Почему в каждом изображенном в повести персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-то хорошие человеческие качества?

13. Как вы понимаете авторскую позицию Гоголя в «Шинели» — только как просьбу о милосердии (так понимали ее некоторые литературоведы) или одновременно как выраже­ние резкого протеста? Считаете ли призыв к милосердию уни­жающим человека?

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 28.01.2018
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz