Домашнее задание » 8-9 класс - архив 16/18 » Литература

Для 9 "А". А.С.Грибоедов комедия "Горе от ума".

А.С.Грибоедов.

1-ый урок.

Подготовьте биографию А.С. Грибоедова по следующему плану:

1) Детские годы и учеба в Благородном пансионе.

2) Служба в армии (1812 год), в Коллегии иностранных дел.

3) Ранние комедии.

4) Замысел комедии "Горе от ума" и работа над ней.

5) Грибоедов -музыкант .

6) Грибоедов - дипломат.

7) История любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе (желательно с небольшой презентацией).

8) Последние дни жизни А.С.Грибоедова .

9) Особенности драматических произведений. Комедия как жанр драматического произведения.

10) Творческая история создания комедии "Горе от ума".

 

2-ой урок. Комедия "Горе от ума" (1924 год)

 

1. Прочитайте комедию  "Горе от ума" и ответьте на вопросы по        I действию пьесы:

1) В чем особенность литературного рода драма

2) Дайте определение комедии как жанру. 

3) Черты каких литературных направлений  имеют место быть в комедии? 

4) Определите, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие нарушены.

 

5) Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

6) Кто из героев вызвал симпатию, а кто - антипатию и почему?

 

7) Когда вы поняли, что Софья не любит Чацкого, и почему он так долго об этом не догадывался?

8) Объясните смысл названия комедии "Горе от ума". Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии - "Горе уму"?

9)Какие явления I действия комедии являются экспозицией? 

10) Подготовьте выразительное чтение по ролям 1-го и 2-го явлений I действия комедии:

- Что мы узнаем о персонажах? 

11) Какое явление назовем завязкой комедии?

12) Подготовьте выразительное чтение по ролям 7-го явления

I действия комедии:

- Как появляется Чацкий?

- Какие черты его характера бросаются в глаза?

- Как встречает его Софья?

- Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью?

13) Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит в роли жениха Софьи ни Чацкого, ни Молчалина?

 

 Выучить наизусть один из монологов (по выбору): Фамусова  " Вот то-то,  все вы гордецы!"  или Чацкого "А судьи кто?..." из 2 действия комедии).

 

 

3-ий урок

"Век нынешний и век минувший..."

 

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

А.С.Грибоедов

 

1. Заполните таблицу (ответ + цитата)
 

Черты героя

Фамусов

Молчалин

Скалозуб

Софья

Чацкий

Имя и его смысл

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

Звание

 

 

 

 

 

Род занятий

 

 

 

 

 

Отношение к народу, к крепостному праву

         

Отношение к службе

 "А у меня, что дело, что не дело, Подписано, так с плеч долой."

 

 

 

"Служить бы рад, прислуживаться тошно"

Отношение к образованию, просвещению

 

 

 

 

 

Отношение к иностранному

 

 

 

 

 

Отношение к богатству и чинам

         

Отношение к любви, браку, семейному счастью

 

 

 

 

 

Понимание слова "ум"

 

 

 

 

 

 

 

Фамусовская Москва

            Комедия Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает собой новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. Эта пьеса нова­торская и по своей форме. Её художественное новаторство проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый  образ отражает в себе концентрированно конкретно-историческую сущность ре­альных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные,  а глубоко жизненные.

В основе комедии лежит острый конфликт (противоречие). О содержании конфликта Грибоедов так писал поэту и драматургу П. А. Катенину: «...девуш­ка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с об­ществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих...»

       В тексте комедии всё это развернуто  и  представлено очень живо, убедительно, психологически достоверно.

Действие в комедии с самого начала развивается в двух направлениях, тесно между собою связанных: в психологическом, личном (любовь Чацкого к Софье)  и в общественном (конфликт между Чацким и фамусовским обществом)

Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся «фа­мусовская Москва». Так что же это такое — «фамусовское общество», «фаму­совская Москва»?

А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».

Может быть,  это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?

Анализ 2 действия.

2) Прочитайте монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой» (Д.1, явл.1)

- Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему успокаивается к концу?

В чем противоречие деловой недели Фамусова? Кто для него пример?

Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

 

Между главными героями комедии: Чацким и Фамусовым Возникает спор, затрагивающий важные нравственно- общественные вопросы. Определите позицию каждого из героев.

3)Прочитайте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»(явл.2)

- Кто идеал Фамусова?  - Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

- Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

- Какое качество Фамусова здесь проявляется?  - Умен ли Фамусов?

 -Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

 

4) Что думает об этом Чацкий? 

5) Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

 

6) В разгар спора Чацкого с Фамусовым появляется полковник Скалозуб.

- Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, карьеру?
7)Прочитайте монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли фамусовское общество патриотами?

8) Прочитайте монолог Чацкого «А судьи кто?»  

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как фамусовское общество относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?


9) Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

В письме к Бестужеву Пушкин  писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

 

4-ый урок

Молодое поколение в комедии.

1.Перечитайте 3 действие комедии  и подготовьте рассказ- характеристику  персонажей, относящихся к молодому поколению (используйте составленную вами таблицу).

1 ряд (возле окна) - образ Молчалина.

2 ряд (средний) - образ Софьи

3 ряд   - образ Чацкого

 

5-й урок

Молодое поколение в комедии.

 

1.Закончить заполнение таблицы "Основные герои комедии "Горе от ума".

2. Анализ 3 действия комедии.         

 1) С какой целью Чацкий снова приезжает в дом Фамусова? 

 2) Кто антагонист Чацкого? - Как Чацкий характеризует Молчалина?

3) Какие "достоинства" перечисляет Чацкий у Молчалина, притворившись перед Софьей?

4) Каких достоинств он не находит в нем? 

 5 )Какую характеристику Молчалину дает Софья?  

6) Почему Софья, довольно умная девушка, предпочитает Молчалина? 

7) Перечитайте диалог Молчалина и Чацкого (явл.3).

- Права ли Софья в оценке Молчалина?

8) Каким видится вам Молчалин?

 

Задание для 2-й группы (средний ряд )

1. Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

· возраст;

· происхождение;

· положение в обществе;

· взгляды на жизнь и идеалы;

· личные качества.

- Почему она любит Молчалина, а не Чацкого?

Собирая материал к ответу, отметьте противоречивость образа Софьи!

 

Задание для 3-ой группы (ряд у двери)

 Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Прочитайте действие 3, явление 3 (разговор Молчалина и Чацкого)

Опираясь на текст, сравните:

· возраст;

· происхождение;

· положение в обществе;

· общественные взгляды и идеалы;

· личные качества;

· проявление в любви…

 

 Из теории литературы.

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое раскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

 

- Кого можно назвать героем произведения?

- Кого можно назвать антигероем произведения?

-Можно ли назвать Чацкого “лишним человеком”.

 

- Кого из второстепенных  героев комедии, приехавших на бал к Фамусову,  можно отнести к молодому поколению?   Скалозуба? Загорецкого? Репетилова? Горича? Молодых княжон?

- Анализируя этих героев, ответьте на вопрос о нравственном идеале автора, о человеческих ценностях.

- Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?

- Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?

 

6-й урок.

Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (действие III, явл. 4—10).

  1. О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?
  2. Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?
  3. Что можно сказать о гостях Фамусова по их речевым характеристикам?
  4. Какое место занимает этот эпизод в комедии?

5) Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?
6) Почему каждый из героев якобы видел «безумие» в разных проявлениях поведения Чацкого?

 

2. Внимательно прочитайте и проанализируйте монолог Чацкого: действие 3, явление 22:" В той комнате незначащая встреча..." 

1)При каких обстоятельствах произносится монолог?

2) Кого и что обличает?

3) Какова главная мысль монолога?

4) Каков пафос монолога? (что такое "пафос"?)

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 11.10.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz