Домашнее задание » 8 класс » Литература

А.С.Пушкин. Роман"Капитанская дочка". Подготовка к сочинению.

Вопросы и задания по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Задания к 1-2 -ому урокам

1. Прочитайте статью в учебнике (стр.92-93) и ответьте на вопросы: 1,4,5 (стр.93).

2.Прочитайте статью в учебнике (стр.94-99).

3 Прочитайте статью в учебнике (стр.99-102) и приготовьтесь пересказать ее.

4.Перечитайте главы 1-2 романа "Капитанская дочка"; выполните задания и ответьте на вопросы(письменно в тетради), ответ подтверждайте цитатами из произведения.

1) К каждой главе романа А.С.Пушкин написал эпиграф. Вспомните, что такое эпиграф? Как вы понимаете эпиграф к 1 главе?

2) От чьего имени ведется повествование? Каков возраст повествователя?

3) Знакомство с родителями Петруши Гринева.

" Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей симбирской деревне...".

Граф Бурхард Христофор Миних (1683—1767), принятый на службу еще Петром I, известный полководец и политический деятель, отличался независимым поведением. В 1741 году императрица Елизавета Петровна сослала Миниха в Сибирь, но Петр III возвратил его в столицу. Когда в 1762 году на престол взошла Екатерина, граф, не желая служить  незаконной власти, вышел в отставку, тем самым Миних защитил свою  честь. Автор не указал точной даты выхода в отставку Андрея Петровича Гринева, но, видимо, и премьер-майор поступил так же, как его на­чальник.

-  Почему после отставки Андрей Петрович живет замкнуто, не покидая деревни в далекой Симбирской губернии?

-Кто была  мать главного героя?

4) Каково было воспитание и обучение Петра Гринева? Как вы понимаете смысл фразы «воспитывались мы не по-нонешнему»? Почему отец не следил за успехами сына в учении? Как обо всем этом рассказывает Петр Гринев?

5) Почему чтение Придворного календаря,  в котором печатали списки лиц, награжденных чинами и орденами,  «имело всегда сильное на него влияние, производило в нем всегда удивительное волнение желчи»?

По установленному Петром I порядку для получения офицерского чина дворяне должны были пройти службу рядовыми в гвардейских полках. Однако, записанные на службу  в самом раннем возрасте, сыновья дворян достигали офицерского чина уже к моменту совер­шеннолетия.

6)  Почему Андрей Петрович, несмотря на свое несогласие с несправедливыми порядками, записал еще не родившегося сына на службу в Семеновский полк?

  Почему вместо столицы был из­бран Оренбург?

 Прототипом генерала Андрея Карловича Р. являлся генерал-поручик Иван Андреевич Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в 1863 году в далекий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до самой смерти.

7) Какой наказ дал отец Петру? В чем состоит, с точки зрения отца, долг дворянина?

Перечитайте  наказ  отца от слов «Служи верно...» до слов «...обливаясь слезами».

 8) Как «исполнил» Петруша Гринев волю отца?  Перечитайте   эпизод проигрыша. Почему Петр так ведет себя?

9) Раскаивается ли герой в своем поступке? Как это характеризует Петрушу Гринева?

Знакомство с вожатым -Пугачевым (2 глава)

1) Как вы понимаете эпиграф ко  2 главе?

2) Какова роль пейзажа:"Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни..."

3)  Какое символическое значение имеет буран, разыгравшийся в степи?

4) Почему страшный сон приснился герою именно в тот момент, когда он пренебрег заветом отца? Можно его назвать пророческим?

 5)  Прочитайте строчки, в которых дается портрет «вожатого». Есть ли в пушкинском тексте выразительные средства, способствующие наи­большей яркости портрета? Какие это средства? Обратите на них вни­мание.

6) Как характеризует Петра Гринева решение подарить «вожатому» свой заячий тулуп? Какое слово в репликах Савельича наиболее точно пере­дает его отношение к происходящему?

Задания ко 3-ему уроку 

Вопросы и задания к главам 3-5.

Творческое задание: на вопросы к главам 3-5 (с 1 по 9 вопросы) дать письменный ответ на двойном листе.

1. Какой ожидал увидеть Гринев  Белогорскую крепость и какой она оказалась на самом деле? Найдите в тексте детали, воссоздающие облик крепости.

2. Каким представлял герой коменданта крепости?

3. Прочитайте  фрагмент главы от слов «В эту минуту вошел урядник...» до слов «...Максимыч отведет вас на вашу квартиру». Как вы думаете, кто настоящий хозяин крепости? Что вам нравится и что не нравится в капитане Миронове и его жене?

4. Какое впечатление произвел на вас Швабрин?

5.Почему комендант, обращаясь к Гриневу и Швабрину, остановившимся посмо­треть, как он проводит учения с инвалидами, говорит: «А здесь нечего вам смо­треть»? Как Василиса Егоровна характеризует занятия коменданта Ивана Кузьмича с солдатами? (найдите цитату в тексте)

 

 6. Почему Петр Гринев очень скоро привязался к семейству Мироновых? Что напоминало ему семью  родителей, а что отличалось? Как вы понимаете высказывание автора: ...Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей..."? 

 7.Как развивалась история любви Маши Мироновой и Петра Гринева? Как они отреагировали на письмо родителей Гринева? Как вы думаете, почему?

8. Что стало причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? Как это характеризует каждого из персонажей?

9. Объясните название каждой из глав (3-5)  и эпиграфы к ним. Почему к главам 3 и 5 Пушкин дает по два эпиграфа? 

Устно выполните  задания к следующим главам.

Вопросы и задания к VI главе

1. Почему Пушкин называет эту главу «Пугачёвщина», хотя конкретно Пугачёва и его войско не изображает? Какой смысл вкладывает в это название автор записок — Пётр Гринёв? А какой смысл вкладывает в него сам Пушкин,  в «Истории Пугачёвского бунта» сказавший: "Народ живо ещё помнит кровавую пору, которую — так выразительно — прозвал он пугачёвщиною" Чем объясняется «необыкновенное волнение», возникшее между казаками при известии о приближении Пугачёва?

2. «Вскоре все заговорили о Пугачёве. Толки были различны»,— читаем в повести. Предположите, какие это могли быть «толки».

3. Что заставило Гринёва содрогнуться при виде пленного башкирца? С какой целью Пушкин нарисовал картину допроса старика-башкирца?

4.Раскройте смысл обращения Гринёва к молодому читателю: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и  прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

Вопросы и задания к VII главе

1. Выразительно прочитайте эпиграф к главе «Приступ». Скажите, к кому из героев повести относятся слова народной песни? Какое настроение создает этот эпиграф, какие чувства вызывает?

2.Почему на стороне Пугачёва сражалось много башкир и представителей других национальностей царской России?

3. Какими деталями автор подчёркивает мужество, хладнокровие Пугачёва, его авторитет среди народа?

4. Почему Пугачёву сравнительно легко удалось взять крепость?

5.Как вы оцениваете поведение коменданта во время защиты крепости и cуда

Пугачёва?

6. Чем объясняется жестокость суда над офицерами — защитниками Белогорской крепости? Почему именно изувеченному башкирцу «поручает» Пушкин привести в исполнение приговор над комендантом?

7.Как ведёт себя Пётр Гринёв во время суда? Благодаря чему ему удалось избежать участи коменданта? Почему Пугачёв не стал настаивать на том, чтобы  Гринёв ему присягнул?

8.Как погибла Василиса Егоровна? Как характеризуют её последние в жизни слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил  ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»?

Вопросы и задания к VIII главе

1. К кому относится название главы «Незваный гость» и пословица «Незваный гость хуже татарина», взятая Пушкиным в эпиграф?

2.Чему удивляется Гринёв, узнав от Савельича, что Пугачёв и вожатый одно лицо? Почему Гринёв его не узнал, а Савельич узнал сразу?

Задание к 4 уроку ( к 03.11) 

3. Какое впечатление произвели на Гринёва Пугачёв и его товарищи? На что он обратил особое внимание?

4. Прочитайте «бурлацкую» песню «Не шуми, мати зелёная дубровушка... Какое действие она произвела на Гринёва и почему?

5. Как ведёт себя Гринёв во время разговора с Пугачёвым? Как проявилось eго стойкость и верность долгу?

6. В чём проявилось великодушие, ум и широта натуры Пугачёва?

7.Почему переход Швабрина на сторону Пугачёва не вызывает добрых чувст к офицеру?

Прочитайте литературоведческий комментарий

ЖИЗНЕННАЯ ПРАВДА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ В ЛИТЕРАТУРЕ

Повесть Пушкина, несмотря на то что основное действие её развёртывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздаёт слож­ную картину жизни России в XVIII в.

Перед нами проходят исторические лица: Пугачёв, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II. Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести  с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без таких вы­мышленных героев и событий мы не могли бы не только ярко представить себе Пугачёва — наши знания о жизни в XVIII веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, люб­ви, самопожертвовании, какие проявляются при чтении «Капитанской дочки».

Но художественный вымысел нужен писателю и тогда, когда он рисует действительно живших людей и действительно происходившие события. Кому, например, известно, что доподлинно говорил в такой-то вечер Пугачёв прибли­жённым, как был одет, как сидел, как вёл себя с окружающими? Кто знает, ка­кие чувства испытал офицер, приговорённый Пугачёвым к повешению, а потом помилованный им (подобный случай произошёл на самом деле)?

Художественный вымысел помог автору оживить картины далёкого про­шлого. Художественный вымысел — одно из средств воссоздания правды жиз­ни в искусстве, одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности. Художественный вымысел есть необходимая черта худо­жественного изображения жизни.

Работа с таблицей «Встречи Гринёва с Пугачёвым»

Прочитайте заполненные ячейки таблицы, дайте свои комментарии.

 

 

Встреча

Место встречи

Портрет Пугачёва

Действия Пугачёва

Первая (II глава)

Постоялый двор

Он был лет сорока, росту среднего, худо­щав и широкоплеч...

Ведёт иносказательный диалог с хозяином постоялого двора. Надевает заячий тулуп, pacпоров его по швам

Вторая (VII глава)

Степь, в по­луверсте от Белогорской крепости

На нём был красивый казацкий кафтан... Лицо его показалось мне знакомым...

Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с об­нажённою саблею в руке... Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома... Принимал присягу... Пощадил Гринёва

Третья (VIII глава)

В комендант­ском доме

Черты лица его, пра­вильные и довольно приятные, не изъявля­ли ничего свирепого

Пугачёв сидел за столом...

Все обращались между собой как

товарищи...

Пел вместе со всеми бурлацкую песню

 

          На протяжении чтения глав повести мы наблюдали четыре встречи Гринёва с Пугачёвым. И каждая из этих встреч даёт нам какое-то новое   представление о главных героях, раскрывает глубинное содержание характера  каждого из них.

1.Вспомним первую встречу. Опираясь на материал таблицы, расскажите, каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым.

2. Обратимся ко второй встрече Гринёва с Пугачёвым в Белогорской крепости. Проявление каких черт Пугачёва мы наблюдаем в главе «Приступ»?

3. Проанализируйте сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва в VIII главе «Незваный гость», которую мы назвали третьей встречей Гринёва с  Пугачёвым. Обратите внимание на реакцию Пугачёва, на искренность Гринева, на его прямоту, в которых тоже высказано уважение пусть и к самозванцу и душегубцу, но к человеку, вера в то, что он может понять движения души другого человека. Приведите конкретные примеры из текста. В чём и как проявляется милосердие и великодушие Пугачёва?

4. В какой главе описана четвёртая встреча Гринёва с Пугачёвым? Какое значение имеет её название «Мятежная слобода» и эпиграф — слова из басни А. Сумарокова: «В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково»?

-Заполните таблицу материалом о четвертой Гринёва с Пугачёвым Перескажите содержание главы, опираясь на записи в таблице.

5. Подробно изложите калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым. В чём вы видите её смысл? Как к ней отнёсся Гринёв? С чьей точкой зрения вы согласны?

6. Прочитайте в лицах сцену разговора Пугачёва с Гринёвым по дороге в Белогорскую крепость. Каким образом разговор поворачивается к теме милосер­дия?

7. Как описано развитие отношений Гринёва с Пугачёвым в XII главе «Сиро­та»? Что вызывает восхищение Пугачёва?

8. Как изменяется отношение Гринёва к Пугачёву в этой главе повести?

9. В чём проявляется двойственное отношение к Гринёва к Пугачёву? Как ха­рактеризуют Гринёва его слова: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кро­ме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, кото­рыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время»?

Марина Цветаева, поэтесса XX ст., в своём очерке «Мой Пушкин» так оце­нивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва: «От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара. Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой, такого любить — ни­какая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит... Чара скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в маги­ческой внешности Пугачёва. Чара — в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости. Чара — в его напус­кной важности. В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел». Как Цветаева определила суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым?

9. Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так и не вышел из-под магиче­ского влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках? Вспомните, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андре­евича или самого автора?

Задание к 5 уроку

Тема:" Изображение народной войны и образ Пугачёва в повести

С. Пушкина «Капитанская дочка»".

Отношение Пушкина и Гринёва к народному движению

А. С. Пушкин подарил «Капитанскую дочку» герою войны 1812 г. Денису Давыдову с такой надписью:

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

 В передовом твоём отряде

Урядник был бы он лихой.

 

- Каким представляет писатель Пугачёва Д. В. Давыдову? Какие черты ха­рактера своего героя подчёркивает?

Вопросы к XIII главе

1.В каких словах эпиграфа к главе XIII «Арест» заключена её основная мысль? Сформулируйте её.

2. Как произошла встреча Гринёва с майором Иваном Ивановичем Зуриным?

3. Что посоветовал Зурин Гринёву и почему Гринёв внял его совету?

4. Как изображено преследование Пугачёва и освобождение от бунтовщиков захваченных ими селений? Как вели себя помещики? Каково было состо­яние всего обширного края? Что об этом говорит Гринёв?

5. Какие чувства испытывал Гринёв при известии об окончании войны и поимке Пугачёва? Что его тревожило?

6. Как отнёсся Гринёв к сообщению Зурина о приказе его арестовать?

 Вопросы к XIV главе

7. Почему к главе с названием «Суд» Пушкин даёт эпиграфом пословицу «Мирская молва — морская волна»?

8. Как приняли родители Гринёва Марью Ивановну?

9. Как отнеслись старики Гринёвы и Маша Миронова к письму князя Б**?

10.Почему «Марья Ивановна мучилась больше всех»?

11. Чем закончилась её поездка в Петербург?

Изображение А. С. Пушкиным народного  восстания и его вождя в повести «Капитанская дочка».

Рассмотрим несколько эпизодов из этого произведения.

1. Описание бурана.

- Перечитайте описание бурана во II главе «Вожатый», выполните задание.

- Сколько объектов выделяется в описании бурана?

- Что символизирует сцена бурана? Зачем она введена в художественный текст повести?

2. Сон Петра Гринёва.

О грядущих кровавых исторических событиях предупреждает ещё один  художественный приём, использованный Пушкиным в той же главе. Это сон Петра Гринёва.

- Как изображён Пугачёв в пророческом сне Гринёва?

- Какие детали сна Гринёва связаны с крестьянским бунтом Пугачёва?

3. Пугачёв как полководец

- Каким изображён Пугачёв среди своего войска во время взятия Белогорской крепости в VII главе?

- Каким предстаёт Пугачёв во время «военного совета» в комендантском доме в VIII главе?

- Как организована осада Оренбурга?

- Изменились ли взаимоотношения Пугачёва и его сподвижников, когда Гринёв увиделся с ним в Бердской слободе в XI главе? Понимает ли он смысл произошедших изменений? Как это характеризует предводителя  крестьян­ской войны?

- Что думает о себе как полководце сам Пугачёв? Со­ответствует ли это действительности?

- Почему Пугачёв отказывается от предложения Гринёва покаяться? На что он надеется? Как это его характеризует?

- Как описаны последние военные действия Пугачёва в XIII главе? О чём это свидетельствует?

- Какое качество характера Пугачёва проявляется в его присказке «Казнить, так казнить, миловать, так миловать»?

- Почему Пугачёв решил помочь Гринёву освободить Машу Миронову?

Речь Пугачёва

- Какими особенностями отличается речь Пугачёва?

Поведение во время казни

- Кому принадлежит сообщение, что из семейственных преданий Гринёвых известно, что Пётр Андреевич присутствовал при казни Пугачёва?

- Как вы думаете, почему именно автор говорит о том, что Пугачёв узнал Гринёва «в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу»? Почему ничего не сообщает о том, как к этому отнёсся главный герой повести?

Прочитайте фрагмент из статьи о повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподавателя-словесника Е. Н. Ильина. Предложите свои варианты заданной Пушкиным загадки кивка головой Пугачёвым перед собственной казнью. Что же хотел сказать писатель?

Фрагмент статьи.

Гринёв «присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кив­нул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу». Загадочен и непостижим этот поистине фантастический, как напишет М. Цветаева, «кивок с плахи». Что хотел сказать напоследок «чёрный» Емеля — не то «волк», не то «человек» — чистенькому, молоденькому дворянину? И хотел ли вообще что-то сказать? Убийца родителей девушки, которую любит Гринёв, шлёт свой прощальный «знак», исполненный таинственного значения. Не толпе, любопытной и жаждущей крови, а ему, единственному в ней. О чём думает в по­следнюю минуту «беглый каторжник», «оголтелый пьяница», «злодей», «из­верг», «ужасный человек», «самозванец», как именуют вождя мятежников дво­ряне? Свои отношения с Пугачёвым Гринёв называет приятельскими. Но и при­ятелю в такие минуты — с плахи! — вряд л и кивают. Вот и пойми этот «кивок » под нависшим топором. Эту улыбку смертника.

 На самом деле, как свидетельствуют факты, Пугачёв вёл себя перед казнью совсем не так. Ему изменило хладнокро­вие. Загадку он задаёт под пером Пушкина. Тем более интересно её разгадать...

 Отношение Гринёва и Пушкина к народному восстанию и его предводителю

- Почему автор «Капитанской дочки» ведёт повествование не от своего лица, а от лица Гринёва?

Один из реакционных историков, современников Пушкина, писал о Пугачё­ве: «Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извер­гам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малей­шей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разум­ное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко мо­жет падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце».

- Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к Пугачёву Гринёва. Что понял и чего не понял Гринёв в Пугачеве и крестьянском восстании?

- Одинаково ли относятся к крестьянской войне Пушкин и его герой Гринёв? Докажите своё мнение, опираясь на примеры из повести «Капитанская доч­ка» и из исторического труда «История Пугачёвского бунта».

 

Задание к 6 уроку

1.Составьте план эпизодов повести в хронологическом порядке, в которых раскрывается характер Гринева.

2.Что такое фабула? Что такое сюжет?

3. Составьте в виде схемы элементы композиции повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

4.Определите, сколько сюжетных линий в повести, с кем из героев  они связаны.

5.Определение черт характера Петра Гринева в сопоставлении с чертами характера других героев. Подтвердите черты характера Петра примерами из текста.

Определение черт характера Петра Гринёва в сопоставлении с чертами характера других персонажей

 6. Распределите слова, называющие определённые черты харак­тера человека,   в соответствии с героями, которым они при­надлежат: Швабрину, Гринёву, Пугачёву (одни и те же слова могут повто­ряться у разных героев).

Подлость, впечатлительность, жестокость, предательство, смелость, вели­кодушие, храбрость, властолюбие, решительность, доброта, слабость духа, преданность, вспыльчивость, трусость, верность, одиночество, изворотли­вость, милосердие, прямодушие, благодарность, властность, умение лю­бить, ум, инфантильность, честность, гордость, порядочность.

-  Какие качества характера присущи Петру Андреевичу Гринёву? Свой выбор мотивируйте.

7. Почему А. С. Пушкин отказался от права вести повествование и поручает это ответственное дело Гринёву? 

8. Прочитав повесть и многое поняв, объясните, что имел в виду А. С. Пуш­кин, помещая перед всей повестью эпиграф «Береги честь смолоду»? О чём он хотел сказать читателю?

Определение черт характера Маши Мироновой

Продолжите перечень определений и исключите неподходящие.

9. Маша Миронова — скромная, решительная, робкая, эгоистичная, избало­ванная, самостоятельная, умная, ограниченная, весёлая, застенчивая, болтли­вая, ...

10. Поче­му повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» названа в честь Маши Мироно­вой, а не в честь Гринёва или Пугачёва?

11. Практическая работа с литературоведческим материалом

Прочитайте фрагмент из литературоведческого комментария известного учёного-филолога Ю. Лотмана. Сравните со своими ответами на вопрос «Почему повесть А. С. Пушкина «Капитанская доч­ка» названа в честь Маши Мироновой, а не в честь Гринёва или Пугачёва?».

Литературоведческий  комментарий.

          В повести Пушкин хотел утвердить и восславить ценности патриархаль­ной* жизни: верности долгу, семейного начала... Именно поэтому на первом плане в повести рядовой участник исторических событий П. Гринёв. Извест­ный пушкинист В. Непомнящий писал: «Пётр Гринёв — это тоска по порядоч­ности, немудрёной рыцарственности с её кодексом чести, по той застенчивой любви, что стала счастьем Петра Гринёва и Маши Мироновой». Подтверждени­ем этих мыслей является название повести «Капитанская дочка».

          Маша Миронова — типичная представительница провинциального дво­рянства — одна из многих. Она вне сословных и политических влияний, как Екатерина II и Пугачёв, она не связана долгом служить отечеству, как её отец и Гринёв. Маша — обыкновенная русская девушка, но через отношение к ней раскрываются основные персонажи романа в тех качествах, которые Пушкин хочет в них подчеркнуть. Екатерина II и Пугачёв — способны к милосердию, Гринёв — к любви, верности долгу, Швабрин — к предательству.

          Название повести указывает на то, что главное в ней — не пугачёвский бунт, а судьба обыкновенных людей, оказавшихся в водовороте драматических собы­тий, и судьба их ценностей, главная из которых — семья с её идеалами любви и верности.

- Что добавилось к вашему пониманию названия повести после прочтения высказывания учёного?

-Что изменилось в ваших представлениях о Марье Ивановне Мироновой, Петре Андреевиче Гринёве, Пугачёве, Швабрине?

12. В каких эпизодах, во взаимоотношениях с какими людьми раскрывается образ Маши Мироновой?

13. Вспомните, в каких главах появляется Маша Миронова, какие эпиграфы им предпосланы?

14. Почему почти ко всем главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц? 

15. Вспомните эпизод из V главы, когда Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринёва. Как вы оцениваете это решение Маши?

- Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде? 

16. В каких жизненных испытаниях и превратностях судьбы крепнет её беско­рыстная любовь?

Задания к 7 уроку

17. Какой рисует Пушкин в последней главе повести Машу Миронову? Поче­му она решает начать борьбу за спасение своего жениха? 

18. Перечитайте сцену встре­чи Марьи Ивановны с Екатериной II в саду. Как ведёт себя Марья Ивановна в общении с незнакомой дамой? Как вы думаете, почему она так себя ведёт? 

19. Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринёва? Как она убеждает в этом императрицу? 

20. Как Пушкин описывает состояние Марьи Ивановны, когда она прибыла во дворец по приглашению императрицы? 

21. Почему Екатерина II сказала: «Я в долгу перед дочерью капитана Мироно­ва»? Какой долг она имеет в виду?

22. Образ  Екатерины II в повести и искусстве.

В искусстве XVIII в. сложились две традиции в изображении Екатерины II. Одни поэты и художники рисовали её «ангелом во плоти», воздавали ей без­удержную хвалу, рисовали её в пышной, парадной обстановке. Другие об­ращались к личным её качествам, подчёркивали «доброту», «скромность», «простоту». Но в любом случае изображение Екатерины II подчинялось за­даче её возвеличивания, прославления.

-  Какой изображена Пушкиным Ека­терина II в повести?

-Рассмотрите репродукцию картины В. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Похожа ли она на ту царицу, которая изображена Пушкиным? Чем похожа и чем не похожа?

23.Зачем Пушкин рисует встречу Марьи Ивановны с императрицей состояв­шейся случайно? Приняла бы императрица Машу Миронову, если бы не узнала её историю раньше?

Комментарий.

Известно, что Пушкин отрицательно относился к императ­рице, а в повести изображает её с видимой благожелательностью. Как же это согласовать? Сцена сложна по композиции. Повествование ведётся от лица ря­дового дворянина XVIII в. Петра Гринёва, для которого личность самодержца была священной и который, конечно, не мог думать о Екатерине II так же, как передовой поэт и  писатель 19 века. Мало того, Гринёв рассказывает об императрице по впечатлениям Марии Ивановны. Следовательно, образ Екатерины II в повести характеризует не только восприятие Гринёва, но и в большей степени восприятие Марии Ивановны. Сцена встречи Марии Ивановны с императрицей нужна ещё Пушкину для того, чтобы показать «случайность» освобождения Гринёва.

24. Что в повести напоминает история взаимоотношений Марьи Ивановны и императрицы Екатерины II? 

25. Сравните, как проявляется гуманность и человечность Екатерины II и Пуга­чёва. В чём вы видите сходство, а в чём — разницу?

26. Чем пленяет образ Маши Мироновой? Может ли привлечь внимание сегод­няшнего поколения такая девушка? 

 Основные особенности повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Записать в тетрадь!

Жанр — историческая повесть в соединении с семейной хроникой.

Основа — исторические события.

Герои — исторические и вымышленные.

Повествование от лица вымышленного героя.

Совмещение личной и национальной истории.

Сохранение А. С. Пушкиным исторической оценки личности Пугачёва и крестьянской войны под его предводительством.

Сюжет — события и судьбы простых людей, попавших в водоворот драма­тических событий.

Основа конфликта — борьба двух лагерей: дворянского и народного.

Проблема чести и долга как основа нравственного кодекса человека.

Утверждение милосердия как нравственной нормы жизни.

Название повести как отражение главной идеи произведения.

- Самостоятельно сформулировать тему к сочинению, подобрать к ней материал, составить план. Если затрудняетесь самостоятельно сформулировать тему сочинения, то выберите из предложенных; подберите к ней материал, составьте план. Задание выполнить в тетради.

1) "Что я думаю об образе Емельяна Пугачева?"

2)"Мой любимый герой в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

3) "Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой".

 ПОДГОТОВКА  К СОЧИНЕНИЮ

Памятка к написанию сочинения

1) Обдумай тему сочинения, сделай её логический анализ (как сформулирова­на тема, каким предложением по цели высказывания выражена, какова его структура: простое или сложное).

2) Уточни содержание темы, определи её объём и границы.

3) Сформулируй идею (основную мысль) сочинения, подбери эпиграф к сочи­нению в соответствии с его идеей (по желанию и необходимости).

4) Реши, какой тип речи следует избрать для данного сочинения: повествование, описание, рассуждение, рассуждение с элементами повествования или рас­суждение с элементами описания, повествование с элементами рассуждения.

5) Составь план сочинения в соответствии с выбранным вариантом типа речи, объёмом, содержанием и границами темы.

6) Систематизируй собранный материал, напиши тезисы сочинения (при необ­ходимости).

7) Напиши сочинение, опираясь на выполненную ранее работу по пунктам па­мятки.

Комментарий

В теме «Что я думаю об образе Емельяна Пугачёва? » внимание следует обра­тить на формулировку в виде вопроса. Значит, основной тип речи — рассуж­дение с элементами повествования: развёрнутый ответ на вопрос и перечис­ление мыслей об образе Пугачёва.

В теме «Мой любимый герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская доч­ка" » основное внимание уделяется двум словам, задающим основную мысль, идею сочинения: «мой» и «любимый». Учащимся следует строить сочине­ние в виде рассуждения, доказывающего, почему названный ими герой яв­ляется для них любимым, за что они так к нему относятся. На первом плане находится не столько характеристика образа, сколько те черты характера, которые заставляют относиться к нему с любовью.

В теме «Любовь Петра Гринёва и Маши Мироновой» основной упор необхо­димо сделать на слово любовь, обозначить идею сочинения как определение, какая же любовь у этих двух героев. Поэтому типом речи сочинения может быть описание с элементами рассуждения и повествования. Описание: лю­бовь верная, преданная, бескорыстная, самоотверженная, с первого взгля­да, любовь-дружба и т. п. Повествование: в какие моменты жизни героев проявляется именно такая любовь. Рассуждение: доказательства, что оба героя любят одинаково, они достойны такой любви.

Задание.

1.Выберите тему сочинения, определите идею, напишите план- конспект, подберите цитаты из текста.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 22.10.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz