Домашнее задание » 7 класс - архив 15/16 » Русский язык

Олимпиадное задание -1.

ВОШ. ОКРУЖНОЙ ЭТАП  7 класс

Задание 1.

В приведённых стихотворных строках выделены точные рифмы. Какой фонетический процесс, характерный для нашего языка, отражают эти пары? Подтвердите своё решение транскрипцией рифмующихся фрагментов.

Поверь, что это сущий бред

И слабых душ одни лишь предрассудки,

А для больших умов ― пустые только шутки!

(И.А. Крылов)

Светлых вымыслов развязки

В чёрный креп облечены,

И на празднествах все пляски

Ликом смерти смущены. (В.Я. Брюсов)

Задание 2.

Testus по латыни значит свидетель. Какие однокоренные слова в русском языке восходят к слову testus?

Может ли быть этимологически родственно им слово аттестат? Объясните своё решение.

Задание 3.

В приведённых ниже предложениях содержится намёк на известные крылатые выражения. Восстановите их,

запишите и дайте им толкование.

1. Не все пути ведут из Рима (Н.И. Глазков).

2. Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин? (А.С. Пушкин).

3. У семи хозяев и дом без воды (из газет).

Задание 4.

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?

Задание5.

Прочитайте текст и найдите речевую ошибку. Объясните, почему так нельзя сказать (написать). Исправьте ошибку.

В известном театре премьера. Нет ничего удивительного в том, что уже за неделю до премьеры билетов в кассе нет. Театралы мечутся в поисках хоть каких-нибудь мест, критиков рассаживают на

дополнительных стульчиках, даже режиссёр уступает кому-то своё место…

Полный аншлаг, – удовлетворённо констатирует директор театра, обращаясь к администратору.

Тот улыбается: да, аншлаг полный.

Задание 6.

Существует классификация антонимов по способу образования. Проанализируйте приведённые группы

антонимов. С помощью чего в каждом случае выражено значение противоположности? Добавьте в каждую

группу ещё по одному примеру.

1) Красивый – некрасивый; научный – антинаучный; вкусный – безвкусный;

2) Улетать – прилетать; связывать – развязывать; вход –выход;

3) Левый – правый; хороший – плохой; громко – тихо.

 

Задание 7.

Почему следующие фразы могут быть поняты двояко:

Где лежат мои брюки?

Подай, пожалуйста, ножницы.

Приведите ещё два аналогичных примера.

Задание 8.

Ученики получили задание выписать несколько предложений с однородными членами из произведений

художественной литературы. Петя нашёл такие примеры:

1) Очень, очень рад тебя видеть (Л.Н. Толстой).

2) Ветер, ветер -

На всем божьем свете! (А.А. Блок).

3) Вот тёмный, тёмный сад (Н.А. Некрасов).

4) Он в шинелишке солдатской

С физиономией дурацкой

Крутит, крутит чёрный ус (А.А. Блок).

Пришедший к Пете в гости одноклассник, прочитав предложения, сказал, что задание выполнено неверно. Как

вы думаете, почему?

Задание 9.

Прочитайте фразы.

1) Бумажки сторублёвые

Домой под подоплёкою

Нетронуты несут (Н.А. Некрасов).

2) Отчего я решился ― это знает только моя грудь да подоплёка. (Н.С. Лесков)

3) Бессмертная слава при полном успехе опыта ― вот корыстная подоплёка вашего поступка

(И.А. Ефремов).

Установите значение выделенного слова в каждом фрагменте. Как произносится и что обозначает это слово

в современном языке? Приведите свой пример употребления данного слова, имея в виду современное

значение.

Задание 10. . (текст древнерусский не отпечатался, поэтому будет бумажный вариант)

Ниже приведены условия задачи из «Арифметики» Магницкого. Прочитайте и переведите задачу на современный русский язык. Укажите, какие старинные меры длины и массы встретились вам в этом тексте.

Укажите современное значение этих единиц. Решать задачу не требуется.

 

или паки въ ситцевомъ слuчаи, егда нhкто подрядилъ извощиковъ товаръ вести во иный градъ, а товарu было 55 пuдъ, на 3-хъ возахъ, а разсто#нiе же междu градовъ 150 верстъ, извозu дати 6 рублевъ, но техъ же извощиковъ послалъ во иной градъ, прибавивъ товарu и цhны, и разсто#нiе пUти длинhе стало, но товарU было 90 пUдъ, а подводъ 50, разстояние пUти 400 верстъ. что оубо достоитъ дати за извозъ.

Задание 11.

Почему, на Ваш взгляд, говорят, что «Москва слезам не верит»? Напишите сочинение-рассуждение на

указанную тему. Объясните смысл выражения. Приведите примеры, подтверждающие Ваши мысли. Объём сочинения не менее 70 слов.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 07.11.2015
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz