Домашнее задание » 6 класс - архив 12/13 » Русский язык

Подготовка к работе (МЦКО)

Задание -1.

Упражнение 1.Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упражнение 2.Обозначьте суффиксы в словах.

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.


Упражнение 3.Обозначьте в словах приставку.

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упражнение 4.Сделайте морфемный разбор данных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление.

Упражнение 5.Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

1) держать > ? > сдержанный > ? ;
2) единый > соединить > ? > воссоединять > ? ;
3) ? > симпатичный > ? > несимпатично;
4) сказать > ? > ? > рассказчица;
5) считать > ? > расчет > ? > расчетливо;
6) рад > радость > ? > ? > безрадостность;

7) корить> ? > укор > укоризна > ? > ? > безукоризненно > небезукоризненно;

8) резать > ? > резчица;
9) частый > ? > ? > учащение;
10) плесень > ? > ? > ?

> заплесневелость;
11) чары> ? > ? > ? > очаровательно.

 

Задание -2

 

1. Дайте определение понятий ( задание 1 устно)

Диалектные слова – это _______________________________________________________________

Профессинальные слова – это _______________________________________________________________

Неологизмы - это_____________________________________________________

2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Сентиментальная девушка __________________

Привезти сувенир_________________________________

Древняя легенда ____________________________

Воздвигнуть монумент ____________________________

3. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Сломя голову ______________________________

Засучив рукава ___________________________________

Повесить нос _______________________________

След простыл ____________________________________

 

4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.

Дремлет ребёнок _______________________________________________

Хвост птицы ___________________________________________________

Золотое кольцо _________________________________________________

Мальчик убегает ________________________________________________

 

5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.

А) Скосить траву – скосить глаза

Б) Стирать информацию в компьютере – стирать рубашку

С) Тон красного дерева – грубый тон

Д) Ствол дерева – ствол ружья

Е) Клуб дыма – футбольный клуб

 

многозначные слова

омонимы

   

 

6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы

А) боярин Ж) аршин

Б) стрельцы З) камзол

С) ланиты И) алтын

Д) чело К) потчевать

Е) выя Л) кольчуга

 

архаизмы

историзмы

   

 

 

7. Составьте синонимический ряд к словам:

Гнев __________________________________________________________________

Душистый __________________________________________________________________Запишите ряд специальных слов по профессии биолога:

__________________________________________________________________

9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные?

Праздный – праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)

Особенный – особый (внимание, голос, интерес, смех, права).

10. Объясните значение диалектных слов:

В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица. _______________________________

Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой. ___________________________________________

 

11. Определите слово по словарной статье.

___________________________________ - дословная выдержка из какого-либо текста.

______________________ - спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.

 

12. Разобрать по членам предложения.

Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.

Задание -3

(Предложения взяты из рассказа Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)

1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

2. Заполните таблицу. Запишите номер предложения в таблицу.

Знаки препинания в предложениях не расставлены

Простые предложение без однородных членов

                 

Простые предложения с однородными членами

                 

Сложное предложение

                 

1. Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.

2. Порох вспыхнул ружьё выстрелило и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

3. Его слушатели смеются ему прямо в глаза.

4. Конь устал и начал спотыкаться.

5. Я купил себе очень хорошие сани и быстро понёсся по мягкому снегу.

6. Находчивость великая вещь.

7. Я лёг на дно саней и от страха закрыл глаза.

8. Куропатки взлетели одна за другой и мой шомпол проткнул сразу семерых.

9. Затем я подбежал к куропаткам вспугнул их и выстрелил.

10. Поросёнок завизжал и юркнул в лес а свинья осталась на месте.

 

Задание- 4.

Перед выполнением заданий текста повторите правила.

Вставьте все пропущенные буквы. Задания спишите или распечатайте.

А1. В каком слове пропущена буква И?

1) завис…шь 2) мечта…те 3) бре….шься 4) умыва…шься

А2. В каком примере на месте пропуска не нужно писать Ь?

1) идеш…. 2) молодеж…. 3) пахуч… 4) береч…

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подгляд…вать 2) приветств…вать 3) доклад…вать 4) танц…вать

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) к…снется 2) разг…рается 3) предл…жили 4) к…сается

А5. В каком примере НЕ с существительным пишется слитно?

1) (не)человек, а зверь 2) (не)солдат 3) (не)правда 4) (не)вежливость, а грубость

А6. В каком примере на месте пропуска пишется Е?

1) алыч…вый 2) камыш…вый 3) ситц…вый 4) холщ…вый

А7. В каком слове пишется Н?

1) карма….ый 2) деревя…ый 3) хозяйстве…ый 4) ветре…ый

А8. В каком слове пишется – К - ?

1) француз….ий 2) солдат….ий 3) грец….ий 4) матрос….ий

А9. В каком примере НЕ с прилагательным пишется слитно?

1) (не) лёгкий, а тяжёлый 2) далеко (не)веселый

3) (не) высокий, а низкий 4) (не)здоровый

А10. Какое прилагательное пишется слитно?

1) древне(русский) 2) русско(немецкий)

3) темно(зеленый) 4) северо(западный)

А11. В каком числительном в середине не пишется Ь?

1) пят (?) сот 2) шест (?) десят 3) девят (?) сот 4) восем (?) надцать

А12. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

1) с двадцатью девятью машинами

2) около семиста килограммов

3) к тридцать шестому километру

А13. В каком примере местоимение пишется через дефис?

1) кое(с)кем 2) (не)кто 3) кем(то) 4) кое(у)кого

А14. В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

1) Мне н…кого винить. 2) Я н…кого не виню.

3) Я н…кому не верю. 4) Во дворе н…чего не было.

А15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) пр…ползти 2) пр…тронуться 3) пр…вокзальный 4) пр…пятствие

А16. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ч?

1) барабан…ица 2) стеколь…ик 3) камен….ик 4) смаз…ик

А17. Какое слово является заимствованным?

1) делать 2) ксерокс 3) капля 4) кочет

А18. Суффиксальным способом образовано слово:

1) отлет 2) предзимний 3) ледоход 4) водительский

А19. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание

1) растительный 2) украсить 3) перебежчик 4) водопроводный

А20. К разносклоняемым существительным относится слово:

1) время 2) няня 3) шимпанзе 4) плакса

А21. Какое прилагательное находится в форме сравнительной степени?

1) величайший 2) менее громкий 3) самый умный 4) наиболее широкий

А22. Собирательным является числительное:

1) трое 2) одна вторая 3) пятьдесят шестой 4) сто восемь

А23. Глагол ХОТЕТЬ является глаголом:

1) 1 спряжения 2) 2 спряжения 3) разноспрягаемым

24. Укажите правильное объяснение постановки запятой в предложении:

Отряд шел бодро, и к вечеру все добрались до места.

1) сложносочиненное предложение

2) простое предложение с однородными членами

3) предложение с обращением

4) сложноподчиненное предложение

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Ветер рванул со всей силой (1) и ударил по окнам (2) дверям (3) веранде.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3 4) 2, 3


Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческие руки.

(1) Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет.

(3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

(8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь?

(По Л.Кассилю)

А26. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Человеку не нужно задумываться о будущем.

2) Руки человека способны сделать очень многое.

3) Человеку трудно ориентироваться в мире изобретений.

В1. Из предложения 6 выпишите личное местоимение.

В2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

В3. Из предложения 7 выпишите притяжательное прилагательное.

В4. Из предложений 7- 8 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

В5. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.

 

ЗАДАНИЕ - 5

Часть А
А1. В каком ряду оба слова имеют чередующуюся безударную гласную корня?
1) изл…жение, насл…ждение
2) р…стение, подр…сток
3) посв…тить, просв…щение
4) з…рница, заг…релый

А2. В каком ряду оба слова пишутся с НН?
1) стари...ый дом, румя…ый малыш
2) операцио...ый стол, дли...ый путь
3) кожа...ая куртка, серебря...ая ложка
4) деревя…ая посуда, ржа…ая мука

А3. В каком ряду оба слова пишутся с одной и той же буквой?
1) бе…помощный, ни…вергнуть
2) пр…бежать, пр…одолеть
3) не…гораемый, и…подтишка
4) пр…творить (мечту), пр…чудливый

А 4. В каком ряду оба слова с частицей НЕ пишутся раздельно?
1) (не)вежда, книга (не)интересна
2) вовсе (не) близкий, совсем (не)чувствовал
3) (не)по-дружески, очень (не)красивый
4) (не)доумевать, (не)высокий берег

А5. Выдели строку, в которой оба слова пишутся через дефис:
1) (по)настоящему, бок(о)бок
2) (пол)года, (пол)лимона
3) (по)зимнему лесу, (во)первых
4) (русско)английский, (иссиня)черный

А6. В каком ряду оба слова пишутся с буквой Е?
1) обид…л друга, кле…л марки
2) ла...ть громко, чита...ешь книгу
3) ветр...ный день, пил...м дрова
4) бор…тся за правду, стел…тся по равнине

А7. Определите синтаксическую роль числительного в предложении «В тысяча девятьсот сорок первом году началась Великая Отечественная война».
1) определение
2) дополнение
3) обстоятельство
4) не является членом предложения

А8. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? «Заросший ольхой (1) овраг (2) извиваясь(3) походил на длинный крылатый коридор(4) устланный толстым слоем(5) побуревших старых листьев».
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 5
3) 1, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? «Новое здание торгового центра построили(1) напротив(2) нашего дома, а вот бассейн(3) напротив(4) был от нас очень далеко».
1) 4
2) 3, 4
3) 1, 2
4) 2, 3

А10. Какое предложение является сложным? (знаки препинания не расставлены).
1) Стали искать черкесов во всех кустах и разумеется не нашли.
2) По узкой тропинке извивавшейся между скал мы поднялись на ровную площадку и долго стояли очарованные красотой.
3) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
4) На берегу высился утес возле которого море намыло белый песок.

 

 

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Часть В

Вавилонское столпотворение
1) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном языке и все друг друга понимали. 2) Но захотелось людям оставить память о себе на века. 3) Тогда жители Вавилона задумали построить (сотворить) высокую башню, чтобы добраться до неба. 4) Выбрали высокую гору – и работа закипела. 5) Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи в печах обжигают, четвертые возят их на гору. 6) Все работают и поют песни. 7) Сначала строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали. 8) Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня.
9) Однако Богу неугодно было это строительство. 10) Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! 11) И тогда Бог поступил очень хитро: наслал на землю великую бурю. 12) Пока буря бушевала, ветер унес все слова. 13) В результате строители перестали понимать друг друга — и «творение столпа» прекратилось. 14) До сих пор на всех языках света люди рассказывают эту легенду о недостроенной Вавилонской башне.

 

1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) В древности все люди на земле говорили на одном языке.
2) Строительство башни прекратилось из-за бури.
3) Богу неугодно было это строительство.
4) Легенда о недостроенной Вавилонской башне существует до сих пор.

2. Какое значение имеет слово СТОЛП в прочитанном тексте (предложение №13)?
1) гора
2) вершина горы
3) башня
4) стройка

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, повествование.

2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование.

4) художественный стиль, описание.

4. Какое средство речевой выразительности используется в предложении №12?
1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

5. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) третьи

2) поют

3) целый

4) память

6. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.
1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

7. Какая характеристика предложения №4 является верной?
1) простое

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) бессоюзное

8. В предложениях 1-3 найдите вводное словосочетание. Запишите его.

9. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной.

10. Из предложений 7-8 выпишите местоимение, определите его разряд.

 

Задание -6

 

1. Прочитайте предложение. Найдите и выпишите фразеологизм. Замените его одним словом.

Отечеством зовём мы Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

2. Установите соответствия между словами.

а) латы
б) ланиты
в) Интернет

1. неологизм
2. архаизм
3. историзм

3. Все ли слова являются синонимами? Подчеркните лишние слова.
Хитрить, лукавить, хвалить, лицемерить, обманывать, хвастаться, притворяться.

4. Запишите антонимы к слову "хвалить".

5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Сг..рела, ц..ферблат, пр..увеличиить, пеш..ход, лекц..я, соприк..саться, в плам..ни, о врем..ни, скворч..нок, разве..чик, платоч..к, ш..рстка, францу..кий, безветре..ый, серебр..ый, восем..сот, команд..вать, завис..ть, пове..л, накле..нный, слыш..мый.

6. Слитно, раздельно, через дефис?

Ни(с)чем, ничуть (не)сложный, кое(у)кого, (передо)мной, (не)был, (не)кому, (не)большая речка, (не)навидит, (у)кого(то), (не)лёгкий, а трудный.

7. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Сыграть, вершина, побелить, подснежник, плащ-палатка, неверный, кавказский.

8. Запишите правильно форму слова.

Кашне красив... . Тбилиси солнечн... . АТС заработал... . ЧП произошл... . Кенгуру шустр... . ТЮЗ объявил... набор.

9. Подчеркните числительные, определите их разряд.

Третий, тридцатилетний, тройной, три, одна восьмая, тройка, тридцать, тысяча одиннадцатый, втроем, трое.

10. Запишите числительное 347 словами: сначала как количественное, а потом как порядковое в Им. п. и в Тв.п.

11. Исправьте ошибку в морфологической характеристике числительного, запишите это числительное словами.

Глубина озера Байкал - 1620 метров.

1620

1) количественное,
2) составное,
3) употреблено в Им.п,
4) в предложении является дополнением.

12. Анализ текста.

(1)Мне под..рили оловя..ых солдат..ков. (2)Я д..вно м..чтал о них и т..перь испыт..вал (не)слыха..ое бл..женство. (3)Обрад..ва..ый подарком я бл..год..рил св..его дядю который улыбался. (4)Со св..им с..кровищ..м я уселся в б..льшое кожа..ое кресло и прин..лся команд..вать войском уже ра..тавле..ым на шахм..тной д..ске.

1) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

2) Расставьте пропущенные знаки препинания и графически их объясните.

3) Выпишите все местоимения из текста, определите их разряды, поставьте в начальную форму.

4) Выпишите относительные прилагательные в составе словосочетаний.

5) Составьте схему сложного предложения.

6) Выпишите составное глагольное сказуемое.

7) Определите тип текста.

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 03.04.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz