Домашнее задание » 6-7 класс - архив 16/18 » Русский язык

Олимпиадные задания- 2

 

 ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

   

 6 КЛАСС

Часть  1

1.       Один  ученик  утверждал,  что  если  прочитать  наоборот  слово  РАБ,  то получится слово БАР, а другой – что получится слово ПАР.

- Кто из учеников прав? На каком основании?

2.       В хорватском языке есть такие слова:

tlak – давление,

mjeriti мерить, narod народ, pisati писать, sam сам.

voziti возить, водить (машину).

-  Как  переводятся  на  русский  язык  следующие  хорватские  сложные слова: tlakomjer, narodopis, samovoz?

 

3.       Определите  в  каком  значении  употреблено  слово  ГЛАГОЛ  в  следующем четверостишии Пушкина.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

4 .      Подставьте  вместо  цифр  недостающие  слова,  восстановив  словообразова-

тельную    цепочку   для    выделенного   слова:        Все                  щенки      от       страха ПОЗАБИВАЛИСЬ в дальний  угол комнаты и так пережидали грозу.

бить – (1) – (2) – (3) – позабиваться

- Каково место слова позабивались в этой цепочке?

5.              Прочитайте предложения.

1.  Кажется,  уж  лучше  печи ничего  до  сих  пор  не  придумано,  и  она

по праву  исстари  занимает  самое  важное  место  в  доме  [«Народное творчество», 2004.02.16].

2. Княжеские  слуги  заставили  всех хлебников и мясников Киева  печь

пироги  с  начинкой  и  пшеничные  караваи  и  везти  на  княжеский  двор

[Василий Ян. Чингиз-хан (1939)].

3.  Беда,  коль  пироги  начнёт  печи  сапожник…  (И.А.  Крылов.  «Щука и Кот»).

            -  Определите части речи и лексические значения выделенных слов.

-  Являются ли эти слова однокоренными?

-  Чем они отличаются друг от друга морфологически?

6 .      Обычно члены предложения в русском языке располагаются в следующем порядке: подлежащее – сказуемое – (дополнение) (Мама мыла раму, Маша ела кашу). Но бывают случаи, когда действует другой   порядок слов: сказуемое – подлежащее – (дополнение) (Наступила  весна, Ела как-то  раз Маша кашу, Приходит американец к русскому, Жили-были дед и баба).

-  Когда вторая последовательность членов предложения обычна и не вызывает никакого удивления у русскоговорящих?

-  В произведениях каких литературных и фольклорных жанров может быть

такое начало?

7       Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».

1. Белеет парус одинокой

2. В тумане моря голубом!..

3. Что ищет он в стране далёкой?

4. Что кинул он в краю родном?..

                                                         5. Играют волны – ветер свищет,

6. И мачта гнётся и скрыпит...

7. Увы, – он счастия не ищет

8. И не от счастия бежит!

 

                                                       9. Под ним струя светлей лазури,

10. Над ним луч солнца золотой...

11. А он, мятежный, просит бури,

12. Как будто в бурях есть покой!

 

 

-  Опираясь    на     лексические          значения     слов,    использованных в стихотворении, определите, где по отношению к кораблю находится говорящий (лирический герой)   и каковы черты художественного пейзажа     (каким     представляется     море,     состояние     погоды…) в строках 1–4.

 

8.       Почему в слове «таинственный» пишется два Н?

9 .      Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.

В вечернем  выпуске  опубликовали статью и утром её прочитали.

10.           -  Переведите текст на современный русский язык.

Днепръ бо потече изъ Оковьскаго льса и течеть на полъдень, а Двина ис того же льса течеть, и идеть на полунощие, и течеть в море Варяжьское; а Волга течеть  ис  того  же  льса   на  въстокъ  и  вътечеть  седмиюдесятъ  жерелъ

въ Хвалиское море [Новгородская пятая летопись (1550)].

 

-  Как называется подчёркнутая буква в слове льса? Что Вы знаете об истории этой буквы?

Комментарии: Варяжьское – Балтийское;  Хвалиское – Каспийское.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 24.01.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz