Домашнее задание » 6 класс » Литература

В.П.Астафьев. Рассказ "Монах в новых штанах".

Ребята,  вы прочитали рассказ  В.П.Астафьева "Монах в новых штанах",  теперь  внимательно прочитайте   материал  к Уроку, чтобы выполнить домашнее задание.

 

Виктор Петрович Астафьев. Рассказ "Монах в новых штанах" из сборника "Последний поклон".

          Постараемся понять, как утверждаются законы добра в повести В.П. Астафьева “Последний поклон”, а вернее, в тех двух рассказах из повести, с которыми вы познакомились.

           Астафьев – очень интересный писатель, и открывать его надо для себя постепенно. Он разный писатель, разный даже в пределах одной повести – “Последний поклон”, над которой он работал почти двадцать лет.

          А начиналась эта книга с рассказов о детстве. Она родом из детства писателя. И хотя детство его было трудное, пришлось и голодать, и беспризорничать, а потом жить в детдоме, автор сумел взять во взрослую жизнь все ценное, доброе, святое, что его тогда окружало.

          В.П. Астафьева вспоминал:" Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, весенние утра с хрустким ледком, подснежники…

          Памятны мне и летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи не засыпает. Пахнет оседающей пылью, куриным пером, под чугунками дотлевают угли во времянках. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

          Еще очень любил я и люблю цветы. И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.

          Рано потерявши мать – она утонула в Енисее, весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери - земле.

          Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я просил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.

          Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие- он пережил свою мать…"

А теперь определите, правильно ли вы поняли содержание рассказа.

- Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?

- Какое время изображено в рассказе?

- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?

- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”?

 (Например. Рассказ “Монах в новых штанах”, являющийся продолжением рассказа “Конь с розовой гривой”, повествует о заветной мечте мальчика – новых штанах, о воплощении ее в жизнь, а затем о ее крушении. В произведении намечается перелом во взаимоотношениях двух приятелей-соперников - Вити и Саньки Левонтьева, показывается взросление героев. )

- Итак, кто же герои данного рассказа?

- Хорошо они вам знакомы или нет?

Сравнительный анализ рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.

1. Сходство и  различие рассказов.

- Композиция: сходная:

а) Нет вступления.

б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.

в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:

- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,

- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.

г) В каждом рассказе есть кульминация, но

- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,

- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.

д) А вот развязки в рассказах разные:

- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,

- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.

2. Герои рассказа.

- Изменились ли герои рассказа внешне и  внутренне?

а ) Витя:

- он повзрослел за год, теперь ему 8 лет

- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.

- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).

- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?

б) Бабушка Катерина Петровна:

- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).

- Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).

- А из второго рассказа?

(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).

в) Санька Левонтьев:

- Изменился ли Санька?

(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).

- Каков теперь его характер?

(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)

- Какие примеры?

(Прозвище. Как оно связано с названием книги?)

(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).

- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок?

(Да, и он даже стремится его исправить).

- Что ему помогает это понять?

- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Найдите подтверждение в тексте.

-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?

- Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?

- А Витя понял? Прочитайте эти строки.

- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.

Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?

- Итак, ребята,  надеюсь, вы поняли содержание рассказа и увидели главное в творчестве Астафьева: каждый человек неповторим на земле, и ему назначено природой иметь свой характер, но характер развивается не сам по себе, а под влиянием многих факторов, и прежде всего, под влиянием добрых людей.

А добрых людей, по убеждению писателя, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.

 

Домашнее задание.

Вы можете выбрать задание I или II.

I. Написать творческую работа "Сравнительная характеристика Вити и Саньки".

План сравнительной характеристики Вити и Саньки.

I. Мальчики - соседи, живущие в небольшой сибирской деревне.

II. Очень разные семьи героев:

  1. Витя остался сиротой;
  2. Бабушка и дедушка Вити - честные, добрые и трудолюбивые люди, их влияние на мальчика;
  3. Санька - беспризорник при живых родителях;
  4. Уклад жизни семьи Левонтьевых.

III. Характеры ребят:

  1. доверчивость Вити;
  2. вредность и злость Саньки;
  3. друзья или враги?

IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?

 

II. Написать отзыв по рассказу "Монах в новых штанах".

План отзыва прикреплен на Сайте.

 

Творческую  работу или Отзыв присылайте в чат "Русский язык. Литература. 6 "Р" или на почту e.oblowa@yandex.ru

до 20.00 24.03.20

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 21.03.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz