Домашнее задание » 11 класс » Русский язык

Алгоритм выполнения задания № 8 ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания 8

 

1) Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры.

  1. Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок.              Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление и предложно-падежное управление.

 

Теория к заданию 8

1. Несогласованное приложение.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово: озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

 

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
 

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
 

В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

   

 

   

 

2. Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

 

  • 1. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
  • 2. Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • 3. Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

 

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду
 

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

2.Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

2.Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

3.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

3.Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

   
   

 

3. Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

 

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

 

1.Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
 

1.Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
 

2.Приехав в Москву, мне стало грустно.
 

2.Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
 

3.Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

4.Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

 

   
   

4. Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

 

ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
 

ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
 

Кресло-качалка отремонтирована.
 

Кресло-качалка отремонтировано.
 

[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

 

 

 

 

   
   

5. Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

 


При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

 

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

 

 

   

 

   

 

6.Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.

 

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо - видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов

(Как…, так и…;

не только…, но и…;

если не…, то…;

не столько…, сколько…;

не то чтобы…, а….),

 повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

 

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)
 

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
 

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто
 

2.Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
 

3.Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
 

3.Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

 

4.Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
 

4.Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
 

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).
 

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
 

6.В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
 

6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
 

7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
 

7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
 

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

 

 

   
   

7.Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

 

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

 

 

 

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
 

[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

 

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

 

 

   
   

8. Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного  и местоимения с предлогом и без

 

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?);

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в - из, на - с.

 

 

Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания


По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду

 

 

Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию


По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде

 

2. с города

2. в город – из города

 

 

 

 

 

   
   

9. Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

 

 

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.

 

   
   

10. Управление глаголов. Нарушение управления

 

 

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Он всегда уделял внимание

своему здоровью.

 

 

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 10.01.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz