Домашнее задание » 10 класс » Литература

С.А.Есенин. Лирика.

Сергей Александрович Есенин.

Задание к 1 уроку

Задание к 1 уроку

1. Подготовить биографию поэта.

2. Новокрестьянская поэзия.

Крестьянская поэзия начала XX века(материалы к уроку)


Крестьянская поэзия - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Она возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции с письменной.

В XIX в. певцов из народа обычно называли самоучками. Они не всегда получали школьное образование, грамоте учились самостоятельно. Условия жизни затрудняли знакомство крестьянских поэтов с большой литературой. Круг их чтения был ограничен дешевыми "народными книгами", сборниками песенной и сказочной поэзии, отдельными светскими и религиозными изданиями. И все же в прошлом столетии многие поэты из крестьян уже приобщились к книжной словесности. Наиболее талантливые из них - А.Кольцов, И.Никитин, И.Суриков, сочинения которых не только остались в истории литературы как индивидуально-авторские, но и вошли в сокровищницу национальной песенной культуры.

Крестьянские поэты XIX в. были уже не певцами в традиционном понимании слова, а людьми, хорошо знакомыми с настоящим литературным искусством. Они не порывали родственных связей с фольклором и вместе с тем ориентировались в своем творчестве на конкретные достижения классической поэзии.

Постепенно крестьянская поэзия все дальше отходила от устной традиции и становилась письменной литературой. Народные стихотворцы все чаще записывали свои строки, а реже пели. Изменилась и география их поэтической деятельности: если в начале и середине XIX века они печатались преимущественно в Петербурге и Москве, то в последующие десятилетия в связи с развитием в стране типографского и газетного дела их произведения стали широко публиковаться на страницах местных, провинциальных изданий.

1880-1900-е годы не выдвинули из среды крестьян сколько-нибудь крупных поэтов. Однако авторы, пришедшие тогда в литературу, во многом подготовили почву для творчества своих особо даровитых последователей - Н.Клюева, С.Клычкова, А.Ширяевца, А.Орешина, С.Есенина. Идеи старой крестьянской лирики возрождались на ином, более высокохудожественном уровне. Любовь к природе, внимание к народному быту и особенностям национального характера определили стиль и направление поэзии нового времени. В ее песнях чувствовались и кольцовская удаль, и суриковская задушевность, и никитинская боль...

"Социальная база новокрестьянских певцов была значительно шире и демократичнее, наследуемые ими поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и прежде, поэты из народа писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе крестьянства в целом. В их произведениях звучал живой голос хлебопашца, облекаемый в традиционные словесно-образные формулы, уходящие своими истоками в языческую мифологию и апокрифические предания".

В то же время новые художники стали проявлять интерес к национально-исторической и национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народа создали в начале XX в. высокохудожественную лирику. Переживания ее героев поднимались до той высоты философско-образных обобщений, какой отличалась классическая поэзия. Тема любви и родной природы, раздумья о характере человеческого бытия сделались в этой лирике ведущими. Авторы не только видели мир огромным, но и находили яркие средства для его изображения.

Правда, общечеловеческое в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских писателей с большой литературой. В отличие от суриковцев они уже не называли себя самоучками, наоборот, их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии XX в. В.Львов-Рогачевский писал о поэтах есенинского круга так: "Они... принесли нам в литературу жемчужины природных слов, народных песен, сказаний, и за этот дорогой подарок должна сказать им спасибо русская литература".

Творчество новокрестьянских поэтов свидетельствует о росте народного самосознания, о желании социальных "низов" выразить свое отношение к современным национально-общественным проблемам. Оно было одной из форм приобщение народа к активной духовной жизни в новых исторических условиях.

 

3. Ранняя лирика С.А.Есенина. Чтение стихотворений :

"Вот уж вечер" (1910), "Поет зима - аукает..."(1910),"Выткался на озере алый свет зари" (1910), "Матушка в купальницу по лесу ходила" (1912),   

"Край любимый! Сердцу снятся..." (1914),"Шел Господь пытать людей в любови..." (1914), "Береза", "Пороша".

Задание ко 2 уроку
 

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.

Чтение и анализ стихотворений:

1)"Гой ты, Русь, моя родная!..

2)"Русь."

3)"Низкий дом с голубыми ставнями..."

Тема революции в поэзии С.Есенина. Эволюция темы родины в творчестве поэта.

Чтение и анализ стихотворений:

1)"Русь Советская"

2) "Спит ковыль. Равнина дорогая

3) "Неуютная жидкая лунность"

Задание к 3 уроку

Философские основы лирики С.Есенина.

Чтение и анализ стихотворений:

1)"О красном вечере задумалась дорога..."

2)"Мы теперь уходим понемногу..."

3)"Не жалею, не зову, не плачу..."

4)"Пушкину"

5)"Я иду долиной. На затылке кепи..."

Наизусть выучить два стихотворения из разных тематических групп.

Задание к 4 уроку

Образ матери и любовная лирика в творчестве Есенина.

Чтение и анализ стихотворений:

1)"Письмо матери"

2) "Шаганэ ты моя, Шаганэ..."

3)Запели тесаные дроги..."

4) "Не бродить, не мять в кустах багряных..."

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 15.04.2017
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz