Домашнее задание » 10 класс » Литература

Рекомендации по написанию сочинения.

Что следует знать ученику при  написании  сочинения .

Правила при написании сочинений:

1. Определить тему, проблему, позиции автора.

2. Уметь аргументировать выдвинутую мысль.

3. Не злоупотреблять цитатами, особенно цитированием больших отрывков. 4. Нельзя смешивать прямую речь с косвенной

 5. Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.

6. Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.

 7. Важно следить за правильностью связи слов в предложении.

8. Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).

Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана работы над сочинением.

 В нем ясно, четко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.

Классическая структура плана сочинения:

 1. Вступление

 2. Основная часть.

 3. Заключение.

Это традиционная композиция сочинения, которая состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

 - изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя;

- очень длинное, затянутое вступление.

 Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться ab ovo (от сотворения мира, "с яйца").

 Некоторые рекомендации по построению вступительной части сочинения.

 Это варианты, в которых – сразу непосредственно определяется тема текста: «Настоящий текст о том, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи»;

 — вступление начинается с риторических вопросов или восклицаний, затрагивающих проблемы, которые поднимает автор исходного текста: «Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова?»;

 — излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором в его тексте: «Я думаю, что в произведении А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки в утверждении гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом»;

дается краткая справка о писателе, являющемся автором предлагаемого произведения: о связи проблемы, затронутой в данном произведении, с обшей направленностью творчества писателя; «М.Зощенко — известный писатель-юморист, грустно-утонченно высмеивавший абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуально-авторского стиля является рассказ "Кошка и люди", написанный в 1928 году»;

– используется цитата, взятая из приведенного или другого источника: «Жизнь сильнее смерти. И это не банальная фраза, а одна из вселенских истин...".

Во вступлении может даваться краткая историческая справка о событии, которое описывается в произведении; может быть дана ссылка или проведена параллель с другими произведениями русской и мировой литературы по данной теме; содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено личное мнение учащегося, если в названии темы есть отсылка к его мнению; может быть дан факт религиозно-духовного или  фольклорного направления, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста и т.п.

Итак, нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

 Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. В основной части сочинения целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.д.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный опыт, связанный с темой сочинения.

При написании любого сочинения учащийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни). Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.

Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы.

Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную тему и ни на минуту не упускать ее из виду. При написании основной части необходимо помнить:

 • Не следует увлекаться рассмотрением или формы, или содержания в ущерб одного другому. В произведении искусства они неразделимы.

• Сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведение одного автора между собой, произведения разных авторов, героев). Умение проводить параллели свидетельствует о глубине и обширности знаний, помогает лучше аргументировать выводы.

 • Читающий сочинение может иначе смотреть на вещи, поэтому необходимо включать в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником.

 • Следует меньше декларировать, больше рассуждать.

 • Не стоит «пересушивать» сочинение сугубо рационалистическим, лишенным всяких эмоций изложением материала, не следует забывать, что это сочинение, а не научный трактат.

• Следует избегать смешения стилей.

Заканчивается сочинение заключением.

 Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. Заключительная часть является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль.

 В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, осмысленных в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет  выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться. Заканчиваться сочинение может также и риторическим вопросом или риторическим восклицанием. В данном случае пишущий как бы предлагает читающему продолжить диалог и подумать над проблемой.

 Однако ведущими можно считать два основных вида заключения: Заключение-вывод – важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое. Заключение-следствие – материал, «раздвигающий» рамки материала основной части, часто – литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников.

Для аргументации своего мнения в сочинениях учащимся необходимо использовать цитаты (от лат. cito - вызываю, привожу). Такое дословное воспроизведение какого-либо отрывка из текста применяется для подкрепления излагаемой мысли, способствует образности, выразительности, емкости мысли.

 В сочинении могут использоваться разные приемы цитирования:

 – точное цитирование фрагмента из текста (оформляется грамматически как прямая речь): «Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев);

 – изложение содержания цитаты из текста (с включением в сочинение— преимущественно в кавычках – отдельных слов и выражений из текста): Истории известны случаи, когда целые нации, желая сбросить "груз прошлого с корабля современности", отвергали величайшие достижения мировой культуры...

–  ссылки на цитату из авторского сочинения (в изложении автора рецензии): «Рассуждая о достоинствах древних произведений искусства (пещерной живописи времени палеолита, портрета Нефертити, африканской бронзы, монументальных памятников Древнего Египта, Греции, Рима), автор приводит убедительные аргументы об их значимости в поступательном развитии человечества».

 Следует отметить, что каждый фрагмент сочинения (вступление, раскрытие темы, анализ стилистических особенностей авторского текста, заключение с изложением собственного мнения) должен быть разделен на абзацы; это — общее требование к композиции экзаменационного текста. Сочинению может предшествовать эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, точно характеризующие главную мысль сочинения. После написания эпиграфа необходимо назвать автора и произведение, из которого приведены данные строки.

 Обязательно следует написать черновик сочинения, отредактировать его: убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме сочинения, самостоятельно несколько раз проверить черновик и только потом уже его переписывать. 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 28.09.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz