Домашнее задание » 10 класс » Литература

Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Задание к 1-2 урокам

1. Прочитать поэму Н.А.Некрасова  "Кому на Руси жить хорошо". 

2. История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

3. Жанр и композиция произведения.

4. Объясните смысл заглавия поэмы.

5.  Анализ  главы "Пролог":

1) О чем заспорили мужики?

2) Назвать губернию, уезд, волость, деревни, откуда мужики.

3) Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 

4) Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в "Прологе"?

5)  Каково композиционно-сюжетное значение "Пролога"?

6. Анализ главы "Поп"

1) Какой художественный  образ открывает первую главу поэмы "Поп"?

2) В чем заключается счастье попа?

3) Найдите в рассказе попа черты, свидетельствующие о состоянии кризиса, когда старое рушится, а новое еще не построено.

  Многообразие крестьянских типов в поэме.

План - конспект.

1.  Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого?

Мы мужики степенные,

Из временнообязанных...

2.  В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на ельскую ярмонку".

1) Охарактеризуйте село Кузьминское, каких заведений в нем больше всего?

2) Какие истории рассказывает автор читателям?

3) Какие сокровенные мысли высказывает автор?

3. Анализ главы "Пьяная ночь":

1) Какие истории позволяет нам услышать автор?

2) Расскажите о Якиме Нагом.

3) Кто прав в споре о пьянстве народа: Павлуша Веретенников или Яким Нагой?

4. Анализ главы "Счастливые":

1) Назовите «счастливых» людей из одноименной главы:

Пришел дьячок уволенный...

2)  Нашли мужики счастливого? Почему?

4)          Народ   понимает,    кто   виноват   в   его    бедственном    положении,   о    чем свидетельствует речь Якима Нагого (полностью отрывок).

5)   Образ Ермила Гирина  (кто такой и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: «Как бунтовалась вотчина...»)

Вопросы и задания к 3 уроку

5)   Образ Ермила Гирина  (кто такой и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: «Как бунтовалась вотчина...»)

 6)  А вот другой протестант - Савелий-богатырь. (Рассказать о нем, за что мужики убили управляющего).

7)   Прочитать «Легенду о двух великих грешниках». С какой целью автор вводит ее в поэму?

5. Перечитать ту часть поэмы, которая носит название «Крестьянка». Приготовиться к художественному рассказыванию: "Некрасов - певец печальной женской доли по поэме".

План рассказа

1)  При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

2)   Портрет героини. ( «Матрена Тимофеевна осанистая женщина...).

3) За что народ считает  ее счастливой?                                                           4) Как отвечает героиня на вопросы странников, в чем ее счастье? (Кратко рассказать об основных событиях из ее жизни).

5)Можно ли назвать счастливой жизнь   героини?                                       

6)Что она сама говорит о женском счастье? ( «Ключи от счастья женского...»).

Задание к урокам 4-5

- Найдите в исповеди Матрены произведения различных жанров устного народного творчества. - индивидуальное задание для Хотиной и Скориковой

Глава "Савелий, богатырь святорусский"

1.Почему эта глава так названа? 

2. Перескажите историю жизни Савелия. Докажите, используя цитаты, что Савелий - личность исключительная.

3.Почему богатырь святорусский Савелий, повинный в смерти управляющего Фогеля и годовалого Демушки, был наказан государством, но прощен Матреной?

4. Рассказ о дедушке Савелии мы слышим от Матрены:

-Ну то-то! речь особая

            Грех помолчать про дедушку,

Счастливец тоже был...

- Какой смысл вкладывает Матрена в эти слова?

 

 Сатирическое изображение помещиков в поэме

Примерный план ответа

1.  Глава 5  "Помещик".

1)  Ироническая родословная Оболта-Оболдуева.

2) Сатирическая портретная характеристика Оболта-Оболдуева

3) Как Оболт-Оболдуев «заботился» о своих мужиках и как мужики «любили» его за это.

2.  Глава "Последыш"

1)    Сатирическая портретная характеристика князя Утятина-Последыша.     

2)   Сарказм в изображении отношений помещиков и крестьян до отмены крепостного права

3) Расскажите о нелепом, комическом  положении, в котором оказывается Князь Утятин, не признавший отмены крепостного права; комедия, которую разыгрывают его сыновья и бывшие  крепостные крестьяне; нелепые распоряжения князя

4) Чем заканчивается "комедь" после смерти Последыша?

Вопросы и задания к 6 уроку

Анализ части "Пир на весь мир"

Задания и вопросы для анализа.

1.  Прочтите главу "Странники и богомольцы". Странник Иона Ляпушкин рассказывает легенду о двух великих грешниках.

  -  Какова идея этой легенды?

2) Глава «Доброе время - добрые песни». Расскажите о Грише Добросклонове, выделите ту часть текста из этой главы, в которой содержится прямая характеристика родителей Гриши, его материального положения.

3) Составьте портретную характеристику Гриши Добросклонова.

4) Что твёрдо знал Гриша в пятнадцать лет?

5) Прочитайте песню «Средь мира дольнего...» и следующую за ней строфу.  - - Какой из этих двух путей выбрал Гриша?

    - Что готовила ему судьба на этом пути?

    -  Только ли Гриша выбрал этот путь?

6)     Прочитайте песню «В минуту унынья, о родина - мать!» и две строфы, предшествующие ей.

  - Как характеризует эта песня Гришу? 

  - Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?

7)         Прочитайте песню «Русь» и строфу, ей предшествующую.

      - Каким вам представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?

8)  Прочитайте последнюю строфу поэмы («Быть бы нашим странникам...»), определите её идейный смысл.

9) Нашли ли странники счастливого?

Выучить наизусть  из главы «Доброе время - добрые песни»  песню "Средь мира дольного... до слов "Там нужен ты" или песню "Русь"( в конце главы).

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 22.01.2021
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz