Домашнее задание » 10 класс » Литература

Н.А.Некрасов. Лирика. "Поэма Кому на Руси жить хорошо"

Задание к 1-2 урокам

Лирика Н.А.Некрасова

1. Биография Н.А.Некрасова (с презентацией)

2.Чтение и анализ стихотворений (тексты иметь на уроке)

Прочитайте все стихотворения из указанного списка:

"Железная дорога", Тройка", "Я не люблю иронии твоей", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин","Элегия"("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба..."

1).Выполните анализ стихотворения  "Железная дорога" - ( 1 ряд)

по плану (письменно)    

             План анализа стихотворения.  

 1.Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.                                                                                  

2. Тема, идея, композиция,  а точнее - движение поэтической мысли в произведении.        

3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?                                                                                       

 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?                 

 5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?                   

 6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены?                                                                                                                                     

 7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным  «взять с собою в жизнь»?                

2).Анализ стихотворения  "В дороге"- индивидуальное задание (выполняет Горшкова Маша)  

3). Выполните анализ стихотворения"Вчерашний день, часу в шестом..."  (1849) - (средний ряд)

  Некрасов создает стихотворение, ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, "родной сестры" страдающего народа.

- Кто такая муза?

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

- О чем автор пишет в первой части?

- Какую картину изображает поэт?

- Как ведет себя женщина?

- Кто является Музой творчества Некрасова?

- Какой вывод мы можем сделать?

4). Анализ  стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) - общее задание

Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».

- О чём спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

- Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Докажите эту мысль текстом.

- Каким  заветам Пушкина, провозглашенным в стихотворении «Поэт и толпа», привержен  Поэт?

5). Анализ стихотворения «Элегия» "("Пускай нам говорит изменчивая мода...",  (письменно) - 3 ряд

- Вспомните, какие стихотворения принято называть  элегией?

- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

- О чем говорится во второй строфе?

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

- Каковы особенности четвёртой строфы?

- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

6).Стихотворение  «Тройка» прочитать и принести текст, напечатанный на листе и два фломастера (черный и красный)!

7) Выучить наизусть  одно  стихотворение  или отрывок из стихотворения                                                                                                                                           

                                           План анализа стихотворения (общий).

                                                                                                                                 1.  Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.                                                                                                           

 2. Тема, идея, композиция,  а точнее - движение поэтической мысли в произведении.          

3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?                                                                                         

 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?           

 5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?                       

 6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены?                                                                                                   

 7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным  «взять с собою в жизнь»?                 

 Перспективное задание:

Прочитать  поэму Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;

Задание к 3-4 урокам

1. Прочитать поэму Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". 

2. Разобрать  главу "Пролог" по следующим вопросам:

1) О чем заспорили мужики?

2)Назвать губернию, уезд, волость, деревни, откуда мужики.

3) Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? 

4) Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в "Прологе"?

5) Каково композиционно-сюжетное значение "Пролога"?

3. Сделать краткие записи в тетради по следующей форме применительно к каждой главе:

1) Назвать часть и главу.

2) Нашли ли мужики счастливого?

3) Как понимают герои счастье?

4) Принесла ли отмена крепостного права свободу народу?

5) Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?

6) В чем близость данной главы к устному народному творчеству?

ПРИМЕЧАНИЕ ( записи делаются по возможности словами текста; если в главе не содержится ответа на какой-то из вопросов, значит этот вопрос остается без ответа по данной главе)

- Прочитайте главу "Поп". В чем заключается его счастье? Найдите в рассказе попа черты, свидетельствующие о состоянии кризиса, когда старое рушится, а новое еще не построено.

4.  Многообразие крестьянских типов в поэме.

План - конспект.

1) Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого?

Мы мужики степенные,

Из временнообязанных...

2) В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на сельскую ярмарку, где в качестве счастливых им пытаются представить себя люди из народа. Назовите «счастливых» людей из одноименной главы:

Пришел дьячок уволенный...

3) Нашли мужики счастливого? Почему?

  1. Народ понимает, кто виноват в его бедственном положении, о чем свидетельствует речь Якима Нагого (полностью отрывок).
  2. Протест Якима Нагого - это стихийный протест. Но есть среди крестьян и такие, кто поднимается до сознательного протеста. Это прежде всего - Ермил Гирин.

(Рассказать, кто такой и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: «Как бунтовалась вотчина...»)

6) А вот другой протестант - Савелий-богатырь. (Рассказать о нем, за что мужики убили управляющего).

7) Прочитать выразительно «Легенду о двух великих грешниках». С какой целью автор вводит ее в поэму?

5. Перечитать ту часть поэмы, которая носит название «Крестьянка». Приготовиться к художественному рассказыванию: "Некрасов - певец печальной женской доли по поэме".

План рассказа

1) При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

  1. Портрет героини. ( «Матрена Тимофеевна осанистая женщина...).

3) За что народ считает ее счастливой? 4) Как отвечает героиня на вопросы странников, в чем ее счастье? (Кратко рассказать об основных событиях из ее жизни).

5)Можно ли назвать счастливой жизнь героини?

6)Что она сама говорит о женском счастье? ( «Ключи от счастья женского...»).

Ответить на обобщающие вопросы по теме: "Крестьяне в поэме":

1. Назовите крестьян, являющихся действующими лицами в поэме.

  1. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?
  2. На какие группы можно разделить крестьян, действующих в поэме?
  3. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?
  4. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает автор?
  5. Какой грех крестьяне считают «крестьянским грехом» и как они наказывают за этот грех?
  6. На какие размышления толкают читателя крестьяне, изображенные в поэме?
Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 06.11.2018
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz