Домашнее задание » 10 класс » Литература

Н.А.Некрасов. Лирика. "Поэма Кому на Руси жить хорошо"

Задание к 1-2 урокам

 Лирика Н.А.Некрасова

1. Биография Н.А.Некрасова  (с презентацией)

2.Чтение и анализ стихотворений (тексты иметь на уроке)

Прочитайте все стихотворения из указанного списка:

"Железная дорога",Тройка", "Я не люблю иронии твоей", "В дороге", "Вчерашний день,часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин","Элегия"("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба..."

1).Выполните анализ стихотворения  "Железная дорога"по плану (письменно)    

             План анализа стихотворения.  

 1.Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.                                                                                  

2. Тема, идея, композиция,  а точнее - движение поэтической мысли в произведении.        

3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?                                                                                       

 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?                 

 5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?                   

 6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены?                                                                                                                                            

 7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным  «взять с собою в жизнь»?                

2).Анализ стихотворения  "В дороге"- индивидуальное задание (выполняет Беланова Олеся)  

3). Выполните анализ стихотворения"Вчерашний день, часу в шестом..."  (1849)

  Некрасов создает стихотворение, ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, "родной сестры" страдающего народа.

- Кто такая муза?

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

- О чем автор пишет в первой части?

- Какую картину изображает поэт?

- Как ведет себя женщина?

- Кто является Музой творчества Некрасова?

- Какой вывод мы можем сделать?

4). Анализ  стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) 

Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».

- О чём спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

- Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Докажите эту мысль текстом.

- Каким  заветам Пушкина, провозглашенным в стихотворении «Поэт и толпа», привержен  Поэт?

5). Анализ стихотворения «Элегия» "("Пускай нам говорит изменчивая мода...",  (письменно)

- Вспомните, какие стихотворения принято называть  элегией?

- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

- О чем говорится во второй строфе?

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

- Каковы особенности четвёртой строфы?

- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

6).Стихотворение  «Тройка» прочитать и принести текст, напечатанный на листе и два фломастера (черный и красный)!

7) Два  стихотворения выучить наизусть, одно - "Вчерашний день, часу в шестом...", а второе - по выбору учащегося.                                                                                                                                               

                                           План анализа стихотворения (общий).

                                                                                                                                      

 1.  Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.                                                                                                                

 2. Тема, идея, композиция,  а точнее - движение поэтической мысли в произведении.          

3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?                                                                                          

 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?           

 5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?                       

 6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены?                                                                                                       

 7. Что особенно привлекло ваше внимание в стихотворении? Что считаете нужным  «взять с собою в жизнь»?                 

 Перспективное задание:

прочитать  Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;

 М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города";

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".

Задание к 3-4 урокам

1. Прочитать поэму Н.А.Некрасова  "Кому на Руси жить хорошо".

2. Разобрать  главу "Пролог" по следующим вопросам:

1) О чем заспорили мужики?

2)Назвать губернию, уезд, волость, деревни, откуда мужики.

3) Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную?

4) Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в "Прологе"?

5)  Каково композиционно-сюжетное значение "Пролога"?

3. Сделать краткие записи в тетради по следующей форме применительно к каждой главе:

1) Назвать часть и главу.

2) Нашли ли мужики счастливого?

3) Как понимают герои счастье?

4) Принесла ли отмена крепостного права свободу народу?

5) Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному?

6) В чем близость данной главы к устному народному творчеству?

ПРИМЕЧАНИЕ ( записи делаются по возможности словами текста; если в главе не содержится ответа на какой-то из вопросов, значит этот вопрос остается без ответа по данной главе)

- Прочитайте главу "Поп". В чем заключается его счастье? Найдите в рассказе попа черты, свидетельствующие о состоянии кризиса, когда старое рушится, а новое еще не построено.

4.  Многообразие крестьянских типов в поэме.

План - конспект.

1)  Что заставило крестьян-правдоискателей идти по Руси в поисках счастливого?

Мы мужики степенные,

Из временнообязанных...

2)  В своем путешествии они встречаются с людьми разных званий. Попадают и на сельскую ярмарку, где в качестве счастливых им пытаются представить себя люди из народа. Назовите «счастливых» людей из одноименной главы:

Пришел дьячок уволенный...

3)  Нашли мужики счастливого? Почему?

4)          Народ   понимает,    кто   виноват   в   его    бедственном    положении,   о    чем свидетельствует речь Якима Нагого (полностью отрывок).

5)          Протест Якима Нагого - это стихийный протест. Но есть среди крестьян и такие, кто поднимается до сознательного протеста. Это прежде всего - Ермил Гирин.

(Рассказать, кто такой и чем заслужил он уважение крестьян. Какова его судьба: «Как бунтовалась вотчина...»)

6)  А вот другой протестант - Савелий-богатырь. (Рассказать о нем, за что мужики убили управляющего).

7)   Прочитать выразительно «Легенду о двух великих грешниках». С какой целью автор вводит ее в поэму?

5. Перечитать ту часть поэмы, которая носит название «Крестьянка». Приготовиться к художественному рассказыванию: "Некрасов - певец печальной женской доли по поэме".

ПЛАН РАССКАЗА

1)  При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

2)   Портрет героини. ( «Матрена Тимофеевна осанистая женщина...).

3) За что народ считает  ее счастливой?                                                                   4) Как отвечает героиня на вопросы странников, в чем ее счастье? (Кратко рассказать об основных событиях из ее жизни).

5)Можно ли назвать счастливой жизнь   героини?                                       

6)Что она сама говорит о женском счастье? ( «Ключи от счастья женского...»).

Ответить на обобщающие вопросы по теме: "Крестьяне в поэме":

1.  Назовите крестьян, являющихся действующими лицами в поэме.

2.          Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?

3.          На какие группы можно разделить крестьян, действующих в поэме?

4.          Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?

5.          Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает автор?

6.          Какой грех крестьяне считают «крестьянским грехом» и как они наказывают за этот грех?

7.          На какие размышления толкают читателя крестьяне, изображенные в поэме?

Задание к урокам 5-6

-Найдите в исповеди Матрены произведения различных жанров устного народного творчества  - задание для Белановой Олеси

Глава "Савелий, богатырь святорусский"

1.Почему эта глава так названа?  

2. Перескажите историю жизни Савелия. Докажите, используя цитаты, что Савелий - личность исключительная.

3.Почему богатырь святорусский Савелий, повинный в смерти управляющего Фогеля и годовалого Демушки, был наказан государством, но прощен Матреной?

4. Рассказ о дедушке Савелии мы слышим от Матрены:

-Ну то-то! речь особая

            Грех помолчать про дедушку,

Счастливец тоже был...

- Какой смысл вкладывает Матрена в эти слова?

Приготовить ответ по теме:" Сатирическое изображение помещиков в поэме".

Примерный план ответа

1.  Глава 5  "Помещик".

1)  Ироническая родословная Оболта-Оболдуева.

2) Сатирическая портретная характеристика Оболта-Оболдуева

3) Как Оболт-Оболдуев «заботился» о своих мужиках и как мужики «любили» его за это.

2."Последыш"

1)    Сатирическая портретная характеристика князя Утятина-Последыша.     

2)   Сарказм в изображении отношений помещиков и крестьян до отмены крепостного права

3) Расскажите о нелепом, комическом  положении, в котором оказывается Князь Утятин, не признавший отмены крепостного права; комедия, которую разыгрывают его сыновья и бывшие  крепостные крестьяне; нелепые распоряжения князя

4) Чем заканчивается "комедь" после смерти Последыша?

Анализ части "Пир на весь мир"

Задания и вопросы для анализа.

1.  Прочтите главу "Странники и богомольцы". Странник Иона Ляпушкин рассказывает легенду о двух великих грешниках.

  -  Какова идея этой легенды?

2) Глава «Доброе время - добрые песни». Расскажите о Грише Добросклонове, выделите ту часть текста из этой главы, в которой содержится прямая характеристика родителей Гриши, его материального
положения.

3) Составьте портретную характеристику Гриши Добросклонова.

4) Что твёрдо знал Гриша в пятнадцать лет?

5) Прочитайте песню «Средь мира дольнего...» и следующую за ней строфу.  - - Какой из этих двух путей выбрал Гриша?

    - Что готовила ему судьба на этом пути?

    -  Только ли Гриша выбрал этот путь?

6)     Прочитайте песню «В минуту унынья, о родина - мать!» и две строфы, предшествующие ей.

  - Как характеризует эта песня Гришу? 

  - Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?

7)         Прочитайте песню «Русь» и строфу, ей предшествующую.

      - Каким вам представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?

8)  Прочитайте последнюю строфу поэмы («Быть бы нашим странникам...»), определите её идейный смысл.

9) Нашли ли странники счастливого?

Выучить наизусть один отрывок из главы "Доброе время-добрые песни":

1) "Средь мира дольнего...Там нужен ты"

2) "Русь" ("Ты и убогая...Матушка Русь...")

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 12.11.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz