Домашнее задание » 10 класс » Литература

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Лирика М.Ю.Лермонтова.

 

1.Познакомьтесь с таблицей "Основные мотивы лирики Лермонтова" Основные мотивы лирики Лермонтова

Мотивы

Стихотворения

Жажда свободы, вольности, борьбы

«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»

Осмысление судьбы своего поколения

«Дума»

Разочарование, одиночество, поиск гармо­нии в отношениях с окружающим миром

«В минуту жизни трудную», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»

Призвание поэта и высокое предназначе­ние поэзии

«Поэт», «Пророк»

Критика самодержавия и светского обще­ства

«Прощай, немытая Россия», «Смерть по­эта», «1 января»

Любовь

«Я не унижусь пред тобой...»

Народ и Родина

«Родина», «Бородино»

 

2. Выполните анализ стихотворений:

"Смерть поэта" - 1 группа

 "Дума" - 2-3 группы

"Как часто пестрою толпою окружен..." - 4 группа;

"Родина" - 5 группа;

"Прощай немытая Россия" - 6 группа

К некоторым стихотворениям даны вопросы, которые помогут вам выделить самое главное при анализе поэтического текста.

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта".

 «Начало поэтической славы»: стихотворение «Смерть поэта»

1.Расскажите об истории создания стихотворения.

2.Как в стихотворении выражены любовь Лермонтова к Пушкину и горечь ут­раты? Определите оттенки авторского чувства.

3. Какие черты Пушкина — человека и поэта — воссоздал Лермонтов в стихо­творении?

4.Почему Лермонтов назвал своё стихотворение не «Смерть Пушкина», а «Смерть поэта»?

5. Некоторые строки стихотворения навеяны поэзией Пушкина. Какие имен­но? Какие пушкинские образы использовал Лермонтов? В чём заключается их новое содержание в данном произведении?

6. «Погиб поэт!» этими словами начинается стихотворение Лермонтова. За­тем он ещё несколько раз повторяет горькую весть, но каждый раз говорит об этом иначе:

  • «...Пал, оклеветанный молвой...»;    •   «...и убит! Убит!»;
  • «...Угас, как светоч, дивный гений...»;    • «...И он убит — и взят могилой...»;
  • «...И умер он...»;                                     • «...Приют певца угрюм и тесен...».

Какие чувства поэта отражаются в часто повторяемых словах о гибели Пуш­кина?

7.Чем отличается интонация последних 16 строк от интонации предыдущих строк стихотворения «Смерть поэта»?

8. Имел ли основание современник Лермонтова назвать его стихи «воззванием к революции»? О каком суде идёт речь в заключительной части стихотворе­ния?

9. Многие современники оценили стихотворение «Смерть поэта» как граждан­ский подвиг М. Ю. Лермонтова. Подтвердите это фактами из биографии поэта.

 

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дума"

1.Почему стихотворение названо «Дума»? 
2. Как характеризует Лермонтов в «Думе» жизненный путь и «идеалы своего поколения? За что осуждает, в чем упрекает их поэт?  Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения? Какова их родословная? 
3. Но что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья». 
4.  Как рисует Лермонтов духовный мир этих людей, их нравственный облик? 
5.Но прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников? 
6. Найдите эпитеты, которыми характеризует Лермонтов своих современников. 


Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова  «Как часто пёстрою толпою окружён...»

1) Сообщение об истории создания стихотворения

2.Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

3. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

4. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?

5. Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?

6. Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира. Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому из них?

7. Какие настроения чередуются в этом стихотворении?

8.  Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?

   9.Каким пафосом проникнуты финальные строки стихотворения?


 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 31.08.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz