Домашнее задание » 10 класс » Литература

М.Ю.Лермонтов. Лирика

Лирика М.Ю.Лермонтова.

1-ый урок

1.Познакомьтесь с таблицей "Основные мотивы лирики Лермонтова" Основные мотивы лирики Лермонтова

Мотивы

Стихотворения

Жажда свободы, вольности, борьбы

«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»

Осмысление судьбы своего поколения

«Дума»

Разочарование, одиночество, поиск гармо­нии в отношениях с окружающим миром

«В минуту жизни трудную», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»

Призвание поэта и высокое предназначе­ние поэзии

«Поэт», «Пророк»

Критика самодержавия и светского обще­ства

«Прощай, немытая Россия», «Смерть по­эта», «1 января»

Любовь

«Я не унижусь пред тобой...»

Народ и Родина

«Родина», «Бородино»

 

   2. Два стихотворения(из перечисленных) выучить наизусть.

   3. Выполните анализ стихотворений: "Смерть поэта" и "Дума" - весь класс.

     "Как часто пестрою толпою окружен..." - 1 группа;

      "Родина" - 2 группа;

      "Прощай немытая Россия" - 3 группа.

    К некоторым стихотворениям даны вопросы, которые помогут вам выделить самое главное при анализе поэтического текста.

Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта".

    «Начало поэтической славы»: стихотворение «Смерть поэта»

    1.Расскажите об истории создания стихотворения.

    2.Как в стихотворении выражены любовь Лермонтова к Пушкину и горечь ут­раты? Определите     оттенки авторского чувства.

    3. Какие черты Пушкина — человека и поэта — воссоздал Лермонтов в стихо­творении?

     4.Почему Лермонтов назвал своё стихотворение не «Смерть Пушкина», а «Смерть поэта»?

     5. Некоторые строки стихотворения навеяны поэзией Пушкина. Какие имен­но? Какие    пушкинские образы использовал Лермонтов? В чём заключается их новое содержание в данном произведении?

     6. «Погиб поэт!» — этими словами начинается стихотворение Лермонтова. За­тем он ещё несколько раз повторяет горькую весть, но каждый раз говорит об этом иначе:

  • «...Пал, оклеветанный молвой...»;    •   «...и убит! Убит!»;
  • «...Угас, как светоч, дивный гений...»;    • «...И он убит — и взят могилой...»;
  • «...И умер он...»;                                     • «...Приют певца угрюм и тесен...».

Какие чувства поэта отражаются в часто повторяемых словах о гибели Пуш­кина?

      7.Чем отличается интонация последних 16 строк от интонации предыдущих строк стихотворения «Смерть поэта»?

     8. Имел ли основание современник Лермонтова назвать его стихи «воззванием к революции»? О каком суде идёт речь в заключительной части стихотворе­ния?

     9. Многие современники оценили стихотворение «Смерть поэта» как граждан­ский подвиг М. Ю. Лермонтова. Подтвердите это фактами из биографии поэта.

   Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дума"

1.Почему стихотворение названо «Дума»? 
2. Как характеризует Лермонтов в «Думе» жизненный путь и «идеалы своего поколения? За что осуждает, в чем упрекает их поэт?  Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения? Какова их родословная? 

 3. Но что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья». 
4.  Как рисует Лермонтов духовный мир этих людей, их нравственный облик? 
5.Но прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников? 
 6. Найдите эпитеты, которыми характеризует Лермонтов своих современников. 
Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова  «Как часто пёстрою толпою окружён...»

    1) Сообщение об истории создания стихотворения

    2.Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?

    3. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?

    4. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?

    5. Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?

    6. Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира. Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому из них?

   7. Какие настроения чередуются в этом стихотворении?

    8.  Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?

   9.Каким пафосом проникнуты финальные строки стихотворения?

2 урок

 

   Выполните анализ стихотворений:

   "Сон" - 1 группа;

    "Молитва"(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)  - 2 группа;

    "Выхожу один я на дорогу" - 3 группа.

   К некоторым стихотворениям даны вопросы, которые помогут вам выделить самое главное при анализе поэтического текста.

 

   Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сон".

   1.Почему это стихотворение названо «Сон»?

   2.В чём особенности композиции этого стихотворения?

   3. На сопоставлении каких контрастных планов строится стихотворение?

   4.Какой смысл заключён в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга? В чём трагичность общения их душ?

   5.В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

   6.Какую страстную мечту воплощает сон лирического героя? Докажите эта тема является одной из ведущих в творчестве Лермонтова.

    7.Как сон помогает лирическому герою преобразовать изначальную дисгармонию мира?

    8. Согласны ли вы с тем, что «Сон» — это поэтическое воплощение фантасмагорической картины скорой гибели поэта — действительно вещий сон?

   9.Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии Лермонтова?

          Стихотворение написано за несколько дней до 15 июля 1841 г., за несколько дней до дуэли и смерти

   Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

   1. Расскажите об истории создания стихотворения

   2. Каков смысл обращения лирического героя к Богородице?

   3. Почему лирический герой молится  не о себе, а о душе  "девы невинной"?

   4.На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

   5. Как отражаются изменения души лирического героя?

   6.Что,по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

   7. Какой смысл заключен в употреблении всех эпитетов стихотворения?

 

   Аналитическая работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".

   1.Какoe чувство доминирует в этом стихотворении?

   2. Что, на ваш взгляд, в этом стихотворении символизирует образ дороги?

   3. Как соотносятся в стихотворении состояние природы и психологическое состояние лирического героя?

   4.Какие образы-символы созданы поэтом в стихотворении? Попытайтесь объ­явить их смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 10.09.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz