Домашнее задание » 10 класс » Литература

И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети".

Вопросы и задания к урокам 1-2

1.Подготовьте биографию И.С.Тургенева с презентацией.*

2. Познакомьтесь с периодами творчества И.С.Тургенева.

3.Запишите в тетрадь информацию "Материал для конспектирования".

Периоды творчества писателя.

           В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.

 Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из  "Записок охотника".

 В нём также можно выделить два этапа:

1836-1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением  философией Гегеля;

1843-1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных  жанpax поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского. Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных cледов ученичества, относится к 1842-1844 гг. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами.  В начале 1843 г. состоялось знакомство с В. Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить  себя литературе. В 1843 г. произошло и ещё одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге.

          Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих  тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана  с её семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй полны XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан).

          Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», « Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», "Бретёр" и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литератур- ной деятельности — проза.

          Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие  за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и "Накануне"  упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф. М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н. Толстого только начинался).

          В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» свой первый «охотничий» рассказ-очерк "Хорь и Калиныч", навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель хотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет.

          Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Со­временник» и с «молодым поколением» (вызвана публикацией романа «Отцы и дети»). Хлёсткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современни­ке» критик М. А. Антонович. Тургенев очень болезненно воспринимал полеми­ку, не утихавшую вокруг романа. Этим, в частности, обусловлено резкое сниже­ние скорости работы над новыми романами: следующий роман — «Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

          Круг художественных интересов писателя в 1860-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь об­ратился к сборнику «Записки охотника» и дополнил его новыми рассказами.

Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Н. С. Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

          Основная тема всего творчества писателя — жизнь русской деревни, поме­щичьих усадеб, крестьянских общин. К этой теме писатель обращался и в своих знаменитых романах — «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Турге­нев — прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу, своё Спасское-Лутовиново.

 «Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открыв­ших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и вырабо­тал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление  к  объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Проникнутые духом антикрепостнического протеста и демократической гуман­ности, «Записки охотника» сыграли важную роль в истории русского реализ­ма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свиде­тельству Салтыкова-Щедрина, они «положили начало целой литературе, име­ющей своим объектом народ и его нужды» и, вместе с другими произведениями И. С. Тургенева, значительно повысили нравственный и умственный уровень русской интеллигенции.

Основные художественные особенности сборника рассказов «Записки охотника»

В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, на­блюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозна­чено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет ряд событий-прототипов; образы героев рассказов — результат встреч Тур­генева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками; весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, вниматель­ного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир гла­зами наблюдательного, заинтересованного исследователя; большинство произведений — социально-психологические очерки. Турге­нева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психо­логия людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с други­ми людьми.

          Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее открытие сентименталиста Н. М. Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мёртвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — слагаемые русской жизни, как бы застигнутой врасплох писателем-охотником.

           Материал для конспектирования!

          Острота художественной зоркости И. С. Тургенева исключительна, чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. «Наше время,— говорит он,— требует уловить современность в её преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он  не запаздывает. Шесть его романов не только попадают в «настоящий момент  общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половиныXIX в . В «Записках охотника», в «Дворянском гнезде» уже предчувствуется  эпос JI. Н. Толстого, «мысль народная», духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В романе «Отцы и дети» художник предвосхищает мысли Ф. М. Достоевского, характеры будущих его героев.

Материал для конспектирования!

          Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети».

 В романе отражён исторический процесс смены поколений. 40-е гг XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян.  Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».

          В 50-60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не  принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Материал для конспектирования!

 Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все "формальные" элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) изменяются его взгляды и убеждения.

Материал для конспектирования!

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героя: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла  общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический.

4. Вопросы и задания по роману "Отцы и дети".

1.История создания романа.

2.Расскажите, что означало слово "нигилист" во времена И.С.Тургенева.

3.Объясните смысл "посвящения" романа.

4. В какое время происходят события в романе? Отметьте фрагменты романа, характеризующие эту эпоху.  

5.В чьих руках находится дело освобождения крестьян? (Ответ постройте на материале 12 главы.) 

При подготовке к уроку используйте материалы учебника.

6. Подберите цитатный материал к характеристике образа Базарова, отвечая на следующие вопросы:

1)В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя 2,3,4,5 главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.)

2) Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его  занятия с занятиями Аркадия (глава X). 

3) Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI).

Что  мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию  его образа?

4) Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X).

Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его взгляды?

 

Вопросы и задания к 3-4 урокам

1.Перечитайте главы: 6, 9,11,16.

Заполните таблицу, используя цитаты из романа.

Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

 

 

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

1.Внешность

 

 

2. Происхождение

 

 

3.Образование

 

 

4. Черты характера

 

 

5. Общественно-политические взгляды:

 

 

1) отношение к дворянству, аристократии и ее принципам

 

 

2) отношение к нигилизму

 

 

3) отношение к искусству и природе

 

 

4) отношение к любви

 

 

5) отношение к  народу

 

 

6. Отношение народа к герою

 

 

7. Отношение персонажей друг к другу

 

 

8. Речь героев

 

 

Вопросы и задания к 5-6 урокам

1.Перескажите историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова (7 глава). С какой целью Тургенев использует этот внесюжетный элемент (вставной эпизод)?

2.Расскажите о "союзниках" Базарова (12 - 13 глава). Каково отношение к ним автора?

3.Работа по теме"Любовь в жизни Базарова".

1) Используя текст 7, 15, 27 глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

2) Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (глава 17). 

3) Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису (глава 18) 

4)Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст 16 и 18 глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью? 

 

4.Внимательно прочитайте 21 главу, подготовьтесь к анализу сцены "Под стогом сена", используя следующий план.

Схема анализа эпизода

  1. Действующие лица эпизода:

— портретные и речевые характеристики;

— авторское отношение к персонажам;

— ваше отношение к персонажам;

— художественные средства для изображений персонажей.

  1. Развитие действия, конфликт эпизода:

— отношения героев друг с другом;

— цели героев в данном эпизоде;

— что они делают для достижения своих целей;

— результат поступков;

— вспомогательные художественные приемы (лирические отступления, описания природы и т. д.), их роль.

  1. Место эпизода в контексте произведения, композиционная роль.
  2. Необходимость данного эпизода для развития действия всего произведения

5.Базаров и родители.

Что мы узнаем о родителях Базарова?

Каково их отношение к сыну?

Как относится к родителям Базаров?

Вопросы и задания к 7-8 урокам

6. Объясните, с какой целью Тургенев вводит в повествование дуэль Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым?

7.Вопросы по теме "Смерть Базарова".

Перечитайте заключительную 27 главу и выполните ее анализ. 

1) Почему Тургенев «приводит» героя к смерти? Как в этом отражаются взгля­ды писателя?

2) Как в столкновении с окружающими героями растёт одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»?

3) Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?

4) Как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чув­ствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой?

5) Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?

6) Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нём ощу­щение одиночества.

7) Какова причина смерти и её символический смысл? Как ведёт себя База­ров? Почему скрывает от родителей своё состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

8) Почему герой отказывается от исповеди, зная, что умрёт?

9) Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову?

10) Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не гово­рил, то есть изменяет своим принципам?

11) В чём символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

12) Как вы думаете, почему Тургенев не завершил роман смертью Базарова?

8. Прокомментируйте композиционную роль последней главы романа.

Работа с критическими статьями. Прочитайте статьи  и  выпишите цитаты, отражающие позицию критика.

Д.И.Писарев статья "Базаров" (1-ый ряд);

М.А.Антонович  статья "Асмодей нашего времени"(2-ой ряд, средний)  

Н.Н. Страхов  статья "Отцы и дети" (3 ряд)

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 11.09.2018
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz