Домашнее задание » 10 класс » Литература

И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети".

Задания к 1-2 урокам

1.Подготовить биографию И.С.Тургенева с презентацией.*

2. Познакомьтесь с периодами творчества И.С.Тургенева.

3.Запишите в тетрадь информацию "Материал для конспектирования".

Периоды творчества писателя.

           В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.

 Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из  "Записок охотнника".

 В нём также можно выделить два этапа:

1836-1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением  философией Гегеля;

1843-1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных  жанpax поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского. Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных cледов ученичества, относится к 1842-1844 гг. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами.  В начале 1843 г. состоялось знакомство с В. Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить  себя литературе. В 1843 г. произошло и ещё одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге.

          Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих  тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана  с её семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй пол ны XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан).

          Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», « Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», "Бретёр" и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литератур- ной деятельности — проза.

          Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие

 за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и "Накануне"  упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф. М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н. Толстого только начинался).

          В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» свой первый «охотничий» рассказ-очерк "Хорь и Калиныч", навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель хотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет.

          Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Со­временник» и с «молодым поколением» (вызвана публикацией романа «Отцы и дети»). Хлёсткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современни­ке» критик М. А. Антонович. Тургенев очень болезненно воспринимал полеми­ку, не утихавшую вокруг романа. Этим, в частности, обусловлено резкое сниже­ние скорости работы над новыми романами: следующий роман — «Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

          Круг художественных интересов писателя в 1860-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь об­ратился к сборнику «Записки охотника» и дополнил его новыми рассказами.

Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Н. С. Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

          Основная тема всего творчества писателя — жизнь русской деревни, поме­щичьих усадеб, крестьянских общин. К этой теме писатель обращался и в своих знаменитых романах — «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Турге­нев — прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу, своё Спасское-Лутовиново.

 «Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открыв­ших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и вырабо­тал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление  к  объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Проникнутые духом антикрепостнического протеста и демократической гуман­ности, «Записки охотника» сыграли важную роль в истории русского реализ­ма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свиде­тельству Салтыкова-Щедрина, они «положили начало целой литературе, име­ющей своим объектом народ и его нужды» и, вместе с другими произведениями И. С. Тургенева, значительно повысили нравственный и умственный уровень русской интеллигенции.

Основные художественные особенности сборника рассказов «Записки охотника»

В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, на­блюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозна­чено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет ряд событий-прототипов; образы героев рассказов — результат встреч Тур­генева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, вниматель­ного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир гла­зами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

большинство произведений — социально-психологические очерки. Турге­нева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психо­логия людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с други­ми людьми.

          Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив

давнее открытие сентименталиста Н. М. Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мёртвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — слагаемые русской жизни, как бы застигнутой врасплох писателем-охотником.

           Материал для конспектирования!

          Острота художественной зоркости И. С. Тургенева исключительна, чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. «Наше время,— говорит он,— требует уловить современность в её преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он  не запаздывает. Шесть его романов не только попадают в «настоящий момент  общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половиныXIXв. В «Записках охотника», в «Дворянском гнезде» уже предчувствуется  эпос JI. Н. Толстого, «мысль народная», духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. В романе «Отцы и дети» художник предвосхищает мысли Ф. М. Достоевского, характеры будущих его героев.

Материал для конспектирования!

          Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети».

 В романе отражён исторический процесс смены поколений.  40-е гг. XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян.  Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».

          В 50-60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не  принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Материал для конспектирования!

 Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все "формальные"элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) изменяются его взгляды и убеждения.

Материал для конспектирования!

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героя: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла  общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический.

 

4. Вопросы и задания по роману "Отцы и дети".

1.История создания романа.

2.Расскажите, что означало слово "нигилист" во времена И.С.Тургенева. 

3.Объясните смысл "посвящения" романа.

4. В какое время происходят события в романе? Отметьте фрагменты романа, характеризующие эту эпоху.

5.В чьих руках находится дело освобождения крестьян? (Ответ постройте на материале 12 главы.) 

При подготовке к уроку используйте материалы учебника.

6. Подберите цитатный материал к характеристике образа Базарова, отвечая на следующие вопросы:

1)В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя 2,3,4,5 главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.)

2) Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его  занятия с занятиями Аркадия (глава X).

3) Как говорит Базаров о своём происхождении (главы X, XXI).

Что  мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию  его образа?

4) Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X).

Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? Конкретны ли его

взгляды?

Вопросы и задания к 3-4 урокам

1.Перечитайте главы: 6, 9,11,16. Запишите в таблицу высказывания Базарова о природе и искусстве.

 

Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

 

 

Е.Базаров

П.П.Кирсанов

1.Внешность

 

 

2. Происхождение

 

 

3.Образование

 

 

4. Черты характера

 

 

5. Общественно-политические взгляды:

 

 

1) отношение к дворянству, аристократии и ее принципам

 

 

2) отношение к нигилизму

 

 

3) отношение к искусству и природе

 

 

4) отношение к любви

 

 

5) отношение к  народу

 

 

6) Отношение народа к герою

 

 

7) Отношение персонажей друг к другу

 

 

8) Речь героев

 

 

 

2.Перескажите историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова (7 глава). С какой целью Тургенев использует этот  внесюжетный элемент (вставной эпизод)?

 

Задание к 5-6 урокам

Ответьте на вопросы по группам:

1-ый ряд (от окна)

1.Расскажите о "союзниках" Базарова (12 - 13 глава). Каково отношение к ним автора? 

2. Объясните, с какой целью Тургенев вводит в повествование дуэль Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым? 

2-ой ряд (средний)

3. Используя текст 7, 19, 27 глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (глава 27).

 Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису.

 Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой.

Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст 16 и 18 глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью? - средний ряд

3-ий ряд

3.Базаров и родители.

Что мы узнаем о родителях Базарова?

Каково их отношение к сыну?

Как относится к родителям Базаров? 

Общее задание.

- Перечитайте заключительную 27 главу и выполните ее анализ.

1. Почему Тургенев «приводит» героя к смерти? Как в этом отражаются взгля­ды писателя?

2. Как в столкновении с окружающими героями растёт одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»?

3. Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?

4.Как складываются отношения Базарова с народом, той силой, которую чув­ствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой?

5.Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?

6.Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нём ощу­щение одиночества.

7.Какова причина смерти и её символический смысл? Как ведёт себя База­ров? Почему скрывает от родителей своё состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

8.Почему герой отказывается от исповеди, зная, что умрёт?

9.Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову?

10.Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не гово­рил, то есть изменяет своим принципам?

11.В чём символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

12.Как вы думаете, почему Тургенев не завершил роман смертью Базарова? Прокомментируйте композиционную роль последней главы романа.

Работа с критическими статьями.

Прочитайте статьи, выпишите цитаты, отражающие позицию критика.

 Д.И.Писарев "Базаров" -1-ый ряд;

М.А.Антонович "Асмодей нашего времени"- 2-ой ряд;

Н.Н. Страхов "Отцы и дети" -3 ряд  

 

 

 

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 22.10.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz