Домашнее задание » 10-11 класс - архив 16/18 » Литература

И.А.Гончаров. Роман "Обломов".

Вопросы и задания к 1 уроку.

1. Прочитать роман И.А.Гончарова "Обломов".

2. Биография И.А.Гончарова с презентацией*

3. История создания романа.

4. Ответить на вопросы по первой части романа.

1)Какова роль предметной детали в создании образа Обломова ? (что такое "деталь" ?). (Рассмотреть портрет, интерьер, вещи, окружающие героя, например, домашний костюм Обломова).

2)Действие первой части романа происходит 1 мая. Кто приходит в гости к герою( кратко охарактеризуйте их), о чем они просят Обломова?  Почему Илье Ильичу чужды их взгляды?  Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?      

3)Какие две беды нужно срочно преодолеть герою?

4)Какие представления о жизни, о службе были у Обломова в юности?(1-ая часть, 5-ая глава)

5)Почему не получилось служебного продвижения у Ильи Ильича?

6) Что делал Обломов дома? (1-ая часть, 6-ая глава).  

7) Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (1-я часть ,  8 глава)? ? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?

5. Обломов и Захар

      1. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (1-я часть , 8 глава ) со слов «Обломов быстро приподнялся и сел на диване...» до слов « ...у меня поважнее есть забота».
      2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.
      3. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению к Обломову?

Вопросы и задания к 2 уроку

Прочитайте "Сон Обломова", ответьте на вопросы.

      1. Проанализируйте «Сон Обломова» (1-я часть,  9 глава). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это  помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»? 

2.Какой уклад жизни соблюдают обломовцы?

3.Какие сказки рассказывала ребенку няня? Какие сказочные персонажи упоминаются во сне Обломова и случайны ли эти имена?

4.Как воспитывается ребенок в семье Обломовых? В чем привлекательная сторона этого воспитания и чем она пагубна для ребенка?

  5. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
   6. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.

Анализ эпизода

Итак, что такое эпизод?

Часть художественного произведения, обладающая относительной законченностью;

Слово связано с античной драмой ( эписот)– время между выступлениями хора

Часть сюжета художественного произведения.

Определить

1)      границы эпизода, озаглавить его;

 2)      место эпизода в развитии сюжета и композиции всего произведения;

 3)      речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений и т.д.);

 4)      общую композицию самого эпизода (отдельные части, вступление, заключение);

 5)      какие события происходят в эпизоде (охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода), кто в них участвует ( коротко пояснить, кто они?), какие стороны характера героев раскрываются;

 6)      охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога;

 7)      сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

 8)      выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

 9)      как и с какой целью автор использует детали предметной изобразительности;

 10)  какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;

 11)  каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;

 12)  тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде  свое развитие, значение эпизода для раскрытия идеи всего произведения, выражения авторской позиции;

 13)  понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке;

 14)  сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Вопросы и задания к 3 уроку

Перечитайте эпизод "Обломов и Штольц" ( часть 2 главы 3-4).

            1. Как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
      2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
      3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
      4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни.

 «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
      5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?

     6. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?

7. Заполните таблицу "Сравнительная характеристика Обломова и Штольца"

Критерий

Обломов

Штольц

Социальное положение

 

 

Отличительные черты

 

 

Чем живет

воображение

 

Жизненные идеалы

 

 

Жизненная позиция

 

 

Вопросы и задания к 4 - 5  урокам

Тема любви в романе. Образ Ольги Ильинской.

1. Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Какую роль сыграл Штольц? (часть 2, глава 5)

2. Проанализируйте сцены, раскрывающие сущность любви Обломова к Ольге:

а) пение Ольги и признание Обломова в любви(часть 2, глава 5);

б) встреча в парке; ветка сирени; повторное признание в любви и прощение Ольги(часть 2, гл. 6);

в) встреча в парке, ветка сирени, решение Ольги быть с Обломовым(часть 2, гл. 8);

г)Проанализируйте( используя предложенный план) эпизод: "Свидание на горе"(часть 2 глава 9-  признание Ольги в любви, сравнение Обломовым Ольги с Корделией)

д) письмо (часть 2, глава 10); как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

е) свидание в Летнем саду (часть 3,  глава 5);

ж) разлив Невы, снятые мосты - препятствие для влюбленных (часть 3, глава 6);

з) приезд Ольги на квартиру к Обломову (часть 3, глава 7);

и) разрыв отношений (часть 3, глава 11);

3. Почему произошел разрыв между Ольгой и Обломовым?

4. Как оценил образ Ольги Ильинской  Н.А.Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?"

Вопросы и задания к  6 - 7  урокам

1. Подготовьте сообщения на темы:

1. Дом на Выборгской стороне -  обретенный рай. Почему Обломов оказался на грани нищеты? Что спасло его? - 1 ряд

2.  Два типа любви в романе. Антитеза:  Агафья Матвеевна  Пшеницына и  Ольга Ильинская. - 2 ряд

3. Судьба Ольги и Штольца. Почему не безоблачно их счастье? - 3 ряд.

2.Критические работы о романе И.А.Гончарова "Обломов".

Изучите позицию одного из критиков, выпишите наиболее яркие цитаты.

1. Н.А.Добролюбов. "Что такое обломовщина?", 1859г. - 1 ряд

2.Д.И.Писарев. "Обломов", 1859г. - 2 ряд

3.А.В.Дружинин. "Обломов", роман И.А.Гончарова, 1859г. - 3 ряд.

3.Внимательно перечитайте эпизод "Последняя встреча Ильи Обломова и Андрея Штольца" (часть 4; конец 9 главы, от слов "Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц" и до конца). Выполните анализ этого эпизода (устно).

Дочитайте роман до конца.

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 04.10.2016
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz