Домашнее задание » 10 класс » Литература

И.А.Гончаров. Роман "Обломов".

Вопросы и задания к 1 уроку.

1. Прочитать роман И.А.Гончарова "Обломов".

2. Биография И.А.Гончарова с презентацией*

3. История создания романа.

4. Ответить на вопросы по первой части романа. Образ Обломова.

1)Какова роль предметной детали в создании образа Обломова ? (что такое "деталь" ?). (Рассмотреть портрет, интерьер, вещи, окружающие героя, например, домашний костюм Обломова).

2)Действие первой части романа происходит 1 мая. Кто приходит в гости к герою ( кратко охарактеризуйте их), о чем они просят Обломова?  Почему Илье Ильичу чужды их взгляды?  Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?      

Вопросы и задания ко  2- 3  урокам

1. Найдите в тексте романа портрет главного  героя.  На чём делает акцент автор в портрете героя?

2. Вспомните гостей Обломова:

1) Кто же такой Волков и в чём, по его мнению, смысл жизни?

2) Кто такой Судьбинский и в чём он видит смысл жизни?

3) Кто такой Пенкин и в чём , по его мнению, смысл жизни?

4) Кто такой Алексеев?

5) Кто такой Тарантьев Михей Андреевич?

3. Прочитайте восьмую главу романа, где происходит очередная ссора Обломова с Захаром из-за переезда на другую квартиру

 - Почему Обломов обижается на Захара за то, что тот назвал его «другим».

- Какие выводы Илья Ильич делает о том, кто такие другие?

4.  Но после того, как уходит Захар, Обломов размышляет о "другом"  уже иначе, сравнивает себя с «другим».  Найдите в тексте.

    5.  Обратимся к пятой главе романа. Что вы узнали о герое? О его мечтах?

 Составьте  таблицу "История Обломова", которую будем заполнять на уроках

 

История Обломова

Служба

 

Любовь

 

Дружба

 

Образование

 

 

 6. Но через десять лет что-нибудь в его жизни изменилось?

 

Вопросы и задания к 4 уроку ( 5 глава)

7.  Почему так произошло? Как воспринимал свою жизнь в роли чиновника, какой она ему виделась?

8.  Почему он разочаровался в службе, почему ему теперь она стала скучной, он ведь стремился к ней?

9. Служит ли Обломов сейчас? Дослужился  ли он до получения чина?

10.  Был ли Обломов раньше безучастен в светской жизни?  Проникся ли Обломов хоть раз любовью? Почему?

11.  Что происходит с «друзьями» Обломова? Кто для него являлся другом?

12. Получил ли образование Обломов? (глава 6)

  Проявлял ли он интерес к образованию?

 13. Что же происходит с героем, когда он уходит со службы, перестаёт интересоваться книгами и светской жизнью? В чём он нашёл своё назначение?

14.  Был ли Обломов приспособлен к жизни, было ли уютно ему в реальной его жизни, в деятельности, в службе, в обществе?

15. О чём мечтает Обломов, каков его мирок, который он рисует сам себе в воображении?

     Прочитайте "Сон Обломова", ответьте на вопросы.

 Проанализируйте «Сон Обломова» (1-я часть,  9 глава). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?

1. Составьте описание ("портрет") Обломовки

2.Какой уклад жизни соблюдают обломовцы (чему верят, как относятся к труду, к деньгам, тяготились ли своей однообразной жизнью) ?

Вопросы и задания к 5 уроку

3. Как жили родители Ильи Ильича? Чем занимались? Что было главным в жизни Обломовых?

4.Как воспитывается ребенок в семье Обломовых? В чем привлекательная сторона этого воспитания и чем она пагубна для ребенка?

- Каким мы видим маленького Обломова?

- Как вы понимаете такое сравнение Гончарова: «И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»?

5.Какие сказки рассказывала ребенку няня? Какие сказочные персонажи упоминаются во сне Обломова и случайны ли эти имена?

6.  Как к образованию относились в Обломовке, чувствовали ли внутреннюю потребность к обучению? Какую судьбу прочили Илье Ильичу?

7. Как вы понимаете заключительный эпизод  в главе «Сон Обломова»?

 

Перечитайте эпизод "Обломов и Штольц" ( часть 2 главы 3-4).

  1. Как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
  2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
 3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
 4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни.

5. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
 6. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?

   7. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?

 

Вопросы и задания к 7  уроку

Тема любви в романе. Образ Ольги Ильинской.

1. Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней?

Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек?

2. Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

3. Какой увидели вы, читатели, эту героиню? Поделитесь своими впечатлениями.

4. Какую роль сыграл Штольц в знакомстве Обломова и Ольги Ильинской?

5.  Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

 6. Зачем ей все это надо?

7. Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской?

8. Как изменился Обломов? Часть 2, глава 9.

9. Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

10.  Анализ эпизода "Свидание на горе" Часть 2, глава 9.

11 Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме? (Часть 2, глава 10 )

12. Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

13.  Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

14. Как дальше развиваются их отношения?

15. Изменилась ли жизнь Ольги?

16.  С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

  17. Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

18. Что же постепенно понимает Обломов?

19.  Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

20. Кто виноват в причине разрыва их отношений?

 

 

Анализ эпизода

Итак, что такое эпизод?

Часть художественного произведения, обладающая относительной законченностью;

Слово связано с античной драмой ( эписот)– время между выступлениями хора

Часть сюжета художественного произведения.

 Определить

1)      границы эпизода, озаглавить его;

 2)      место эпизода в развитии сюжета и композиции всего произведения;

 3)      речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений и т.д.);

 4)      общую композицию самого эпизода (отдельные части, вступление, заключение);

 5)      какие события происходят в эпизоде (охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода), кто в них участвует ( коротко пояснить, кто они?), какие стороны характера героев раскрываются;

 6)      охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога;

 7)      сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

 8)      выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

 9)      как и с какой целью автор использует детали предметной изобразительности;

 10)  какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;

 11)  каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;

 12)  тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде  свое развитие, значение эпизода для раскрытия идеи всего произведения, выражения авторской позиции;

 13)  понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке;

 14)  сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

 

     Вопросы и задания к  8-9  урокам

- Кто виноват в разрыве  отношений Обломова и Ольги?

1. Подготовьте сообщения на темы:

1. Дом на Выборгской стороне:  обретенный рай. Почему Обломов оказался на грани нищеты? Что спасло его? - 1 ряд

2.  Два типа любви в романе. Антитеза:  Агафья Матвеевна  Пшеницына и  Ольга Ильинская. - 2 ряд

3.  Финал романа. Что произошло с героями через 5 лет. - 3 ряд.

Общие вопросы и задания

1. Судьба Ольги и Штольца. Почему не безоблачно их счастье?

2. Внимательно перечитайте эпизод "Последняя встреча Ильи Обломова и Андрея Штольца" (часть 4; конец 9 главы, от слов "Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц" и до конца). Выполните анализ этого эпизода (устно).

3. Критические работы о романе И.А.Гончарова "Обломов".

Изучите позицию одного из критиков, выпишите наиболее яркие цитаты.

1. Н.А.Добролюбов. "Что такое обломовщина?", 1859г. (учебник, стр. 145)

2.А.В.Дружинин."Обломов", роман И.А.Гончарова, 1859г. (учебник, стр. 146)

 

Добавила: Облова Елена Александровна | Домашнее задание добавлено: 29.09.2020
Поиск
Архив
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz